Чёрная пантера — Как не обидеть никого и сразу всех

Как хорошо, что мы живём не в Америке и про кино можно писать практически без оглядки на расовую и порой даже идеологическую его составляющую. В случае «Чёрной пантеры» это важно как никогда: западная толерантная общественность, обжегшаяся на чрезмерно белых Оскарах, не может адекватно воспринимать фильм про супергероев-афроамериканцев. Для этого в другом полушарии есть мы — страна, где про курочку из KFC шутят постоянно, а сложивший полномочия президент США до сих пор продолжает гадить в подъездах. Это отнюдь не нормально, но так уж у нас в стране заведено. Что в свою очередь не даёт выгораживать фильм только лишь из расового уважения.

Т’Чалла, он же «Чёрная пантера», заинтересовал зрителей ещё на старте нынешней фазы киновселенной Marvel, когда из ниоткуда взялся по сути второй Тони Старк, но с бедного африканского континента. Это породило много вопросов к герою и его родине Ваканде, и фильм как раз отвечает на них сполна. Вторая тема двухчасового эпоса – вибраниум, тот самый металл, из которого отливался щит Капитана Америки. Темы богатые, особенно последняя, т.к. я лично до сих пор считаю залежи чудо-металла по сути одним большим Камнем Бесконечности, или, как минимум, дополняющим их минералом (хотя чего гадать, скоро Танос развеет все теории и сам расскажет, так ли это). Однако два часа тянутся очень долго. Винить стоит общий настрой фильма, от которого носящие на руках комедийного и развлекательного «Тора 3» снова могут загрустить и констатировать поворот не туда от Marvel Studios. Декорации меняются регулярно, большую часть времени это Ваканда, но водят нас по одним и тем же местам. Даже в Заковии  из «Эры Альтрона» было куда больше достопримечательностей. Оставили всё для Таноса? Тогда бы и познакомили со страной в таком случае.

К главным героям вопросов почти никаких, кроме, разве что, повествовательных и мотивационных, т.е. обыденных для любой супергероики. Пантера и его родственнички весёлые и яркие, с ними хочется зависнуть и даже пойти спасать мир. Чего не скажешь о некоторых злодеях за исключением основного, о котором чуть позже. Уиллис Кло в исполнении Энди Сёркиса бесконечно прекрасен, благо наконец-то ему дали вволю порезвиться в собственном теле. Есть и совсем странный злодей в стане своих. Если без спойлеров, то он весь фильм мечется между лагерями, но логики и здравого смысла в этом мало: «Йоу, убей врага народа! Как не убил? Ладно, я за такой прокол брошу жену и доверюсь первому встречному, он точно всё сделает. Наши проигрывают? Сдамся и я, пожалуй». Может показаться, что предатель просто типичный конъюнктурщик, но прописывали ему явно не такую роль, а, скорее, борца за идею. И весь народ Ваканды ведёт себя столь же безвольно и откровенно странно, следуя за идеалами чужеземца.

Сам же Эрик Киллмонгер очень хорош, но лишь первый час. Фильм будто бы создавался ради него, а не Чёрной пантеры. Пока Т’Чалла на расслабоне весь фильм пытается победить в церемониальных турнирах, без подготовки или хотя бы плана «Б», у его оппонента всё схвачено. Но наступает второй час, момент отмщения — интеллект и амбиции куда-то улетучиваются, и перед нами типичная обиженка на всех. Месть заменяет здравый смысл, и ещё недавно расчётливый гений становится обычным фанатиком собственной идеи, с которыми обычно расправляются в начале фильма. Получается еще один очень проходной персонаж. Победить появившегося из ниоткуда афроамериканца (а фильм в основном про якобы африканцев, это важно) помогает правительственный агент на службе США от Мартина Фримена и его выдающиеся навыки. Он хоть и добавляет фильм толику юмора, чтобы разрядить обстановку между пафосными речами граждан Ваканды, но уж очень откровенно пытается уравновесить темнокожую силу и технологии белой смекалкой.

Есть вопросики и к главному герою. Если сила Железного человека в деньгах, изобретательности и костюме, то у Пантеры это вибраниум, его сестра Шури и особый эликсир, почти как у Астерикса с Обеликсом, только наделяет он силой и ловкостью навсегда. Кто он без зелья? Обычный африканец из племени, пусть и тайного, проигрывающий бой за боем, т.е. далёкий от супергеройского титула персонаж. Да кто угодно из его многочисленных родственников лучше подходит на роль спасителя мира. Понабирают в Мстители кого попало, ещё и под допингом, понимаешь. А вот сестра, являясь фактически женской, молодой и чуть более игривой версией Тони Старка, творит такое, что ещё при первом появлении за раз набирает необходимые очки в негласном соревновании вакандцев на съёмку сольника внутри сольника. Умная и юморная девушка-изобретатель уделывает брата и по совместительству короля своей страны. Это ли не тема равноправия, которую не докрутили авторы? Несколько раз за фильм вопросом о роли Шури задаются герои, но всё как-то в шутку. И очень зря.

Подошло время поговорить об идеологическом бардаке фильма — о том, что не позволяет объективно о нём высказываться на Западе. Богатая и благополучная Ваканда, как выясняется, тут противопоставлена остальной и, как правило, бедной Африке с населением в сотни миллионов человек. Слова героев льются как бальзам на негритянскую душу: тут и про века угнетения, и про иллюзорность равенства, много и про превосходство чёрных над белыми, продвигаемое Киллмонгером. Вся риторика ломается о финальный исход фильма и сцену после титров, несущую в кои-то веки хоть какую-то ценность. Получают африканцы в итоге ровным счётом ничего. Ваканда предлагает свои технологии всему миру, но не открывает свои нанодвери для бедствующих людей одного с ними цвета кожи, во всяком случае не заостряют на этом внимание. Хотя в течение двух часов до этого ни раз и ни два поднимался вопрос о беженцах, но каждый раз вопрос заминали аргументом «С беженцами приходят проблемы». С точки зрения здравого смысла нельзя не согласиться с вакандцами, пусть и дальше живут в статусе высшей человеческой нации, но это перечёркивает всю мораль фильма. Об этом не напишет обозреватель голливудского издания, потому что он/она может во многом не согласны с Трампом, но всецело поддерживают его жёсткие квоты на беженцев, который по сути является запретом на таковых. Так государство Ваканда становится в положение США, предлагая миру гипотетический iPhone Z и гуманитарную помощь, но не желает решать проблемы континета. Но есть один момент: США находятся очень далеко от Африки, чтобы переживать за неё, а бедный континент у Ваканды через дорогу.

«Чёрная пантера» выполняет поставленную цель на ура, а именно заполняет пробел в сборах и повествовании до «Войны Бесконечности». В остальном же, кроме злодея и качающей весь фильм звуковой дорожки от Кендрика Ламара, боевик-филлер от Marvel имеет ценность чуть ли не ниже сериалов DC относительно их киновселенной. Многие вроде и смотрят, а вроде и не надо было затеваться совсем. А если подтягивать идеологический вопрос, то авторы фильма совсем запутались и несут миру только одну чёткую идею: критики на фоне всех скандалов Голливуда разучились критиковать, а лишь лавируют между опасными темами и тенденциями.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!