Закатать в асфальт — Кишки и анчоусы

Имя С.Крейг Залер в Голливуде теперь знает чуть ли не каждый. Благодаря «Костяному томагавку» и «Драке в блоке 99» он сумел вдохнуть новую жизнь в жанры вестерн и «prison movie», которые многие корифеи киноиндустрии уже давно списали со счетов, и даже создал чуть ли не целое авторское направление с уникальным почерком и стилем, который на Западе некоторые рецензенты называют «хаотическим нигилизмом». Разумеется, если вдруг на небосклоне индустрии развлечений появляется крайне любопытная и интересная личность, часть людей тут же начинает ждать, когда же она оступится. Но к счастью для нас, «Закатать в асфальт» не станет той самой ошибкой, после которой мнение о Залере изменится. Как и два года назад он создает напряженную и бескомпромиссную историю, где даже хронометраж в 2 часа 39 минут не вызывает никаких вопросов и раздражения.

Сюжет начинается с некоего Генри (Тори Киттлз) — бывшего заключенного, который после тюрьмы возвращается домой. Там и до этого было не все замечательно, а сейчас и вовсе стало совсем печально. Родная мать ударилась в проституцию, а младший брат прикован к инвалидному креслу. Однако начинать жизнь благополучного гражданина герой не намеревался, так что мук совести из-за работенки, которую подгонит знакомый кореш, у него не будет. Параллельно с этим, мы знакомимся с двумя напарниками полицейскими Риджменом (Мел Гибсон) и Тони (Винс Вон), получивших нагоняй от начальство за превышение полномочий во время задержания, которое, как на зло, кто-то снял на мобильный телефон. Отстранение на полтора месяца больно бьет по бюджету одного из служителей закона, поэтому желая что-то наконец-то поменять в своей жизни, где до этого он поступал только правильно, Риджмен решается ограбить тех, кого раньше бы он просто упек за решетку.

Да, любители заявлять, что в кинотеатрах не выходит ничего нового, загодя могут обвинить «Закатать в асфальт» во всех смертных грехах. На деле у нас хоть и получается знакомый жанровый представитель под маркировкой криминального триллера, вы вряд ли с легкостью вспомните, когда в последний раз видели что-то похожее. Причем Залер впервые отказался от самого ключевого элемента своих произведений — шокирующей жестокости, потому что для него в этот раз гораздо важнее было донести условный месседж, чем именно проверить на крепость чувствительность зрителя. Хотя определенной формой провокации, пусть и невольно, режиссер занимается: заставляет своих героев рассуждать о нетерпимости СМИ, а, обвиненного несколько лет назад в расизме Мела Гибсона, играть расиста. При этом, очевидно, постановщик не пытается никого оправдать или задеть, просто реальность с момента написания сценария в 2015-м году так сильно изменилась, что, наверняка, простой американский зритель или критик не сможет проигнорировать такое изображение на экране представителей правопорядка.

Для обычных же людей новая лента от человека, снявшего «Костяной томагавк», станет одновременно и эталонным неонуаром, и бадди-муви с элементом вестерна. Перестрелки здесь так же скоротечны, как и на Диком Западе, а герои те же самые динозавры эпохи, как персонажи Red Dead Redemption. Разве что Артур Морган бежал от цивилизации и её строгих законов, а Тони и Риджмен от её культурных норм, туда, где еще всем правит умение метко стрелять и быстро принимать решения. И нет никакой тайны в том, что ничего хорошего их этого выйти не может, но не отправиться вместе с ними в этот путь просто невозможно, ведь Залер выстраивает повествование с процедуральной точностью, заставляя проникаться всеми актерами без исключения, и не создавая ощущения, что какая-то сцена является лишней. Сюжет здесь заметно вторичен, но это сделано не случайно, а как возможность показать какие-то детали персонажей и их окружения, на которые вы могли не обратить внимание, если бы кино снимал кто-то заметно менее талантливый и слишком шустрый. А таланта у Залера хватит еще надолго. Учитывая, что количество написанных им сценариев перевалило за полсотни (половина из которой уже продана различным студиям), и то, как он заправски превращает обычный криминальный триллер в почти трехчасовой эпос, где не происходит ничего и всё одновременно.

Причем показательно, что каждый раз он умудряется создать нужный градус кипения повестования, ужимая окружающий мир героев до замкнутого пространства, будь то пещера канибалов, тюремная камера или заброшенная парковка. Понятно, что нам никогда на самом деле не были нужны ни зрелищные спецэффекты, ни масштабные побоища, чтобы по-настоящему переживать за экранных персонажей. Но каждый раз удивляешься как в первый, если видишь перед собой суровое и в какой-то степени скупое кино, которое делает все супер просто и в нужный момент быстро, по пути избегая около тарантиновского выпендрежа. Хотя для кого-то это может и плохой знак.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!