Жанр фильмов ужасов в последние два года переживает невероятный всплеск активности, и что самое удивительное – привычные хорроры хорошеют на глазах. И не последнюю роль в этом сыграл продюсер «Одержимости» Джейсон Блум со своей кинокомпанией Blumhouse. В 2007 он и Орен Пели встряхнули found footage с «Паранормальным ялением», в 2012 он дал глоток свежего воздуха угасающему Барри Левинсону, спродюсировав непонятый многими «Залив». Он же открыл миру режиссёрские таланты Джоэла Эдгертона, выделив деньги на его дебютный «Подарок». Но самое интересное происходит здесь и сейчас – в 2015 Блум позволил Левану Габриадзе выпустить ещё один новаторский и чертовски насущный лэптоп-хоррор «Убрать из друзей», который уже пугал зрителя актуальными вещами – анонимным злом, существующим в сети. Потом он реанимировал карьеру злополучного М. Найта Шьямалана, спародировав собственное открытие «найденной плёнки» ироничным ужастиком «Визит». И уж теперь, с появлением дебютного фильма комика Джордана Пила, тяжело оспаривать тот факт, что с хоррорами в 2010-х происходит нечто удивительное и прекрасное.
«Прочь» начинается традиционно, хочется даже сказать – более чем клишированно: темнокожий парень Крис и его возлюбленная Роуз едут на выходные в гости к родителям девушки, чтобы познакомить молодого человека с роднёй. Завсегдатай жанра сразу скажет, даже не задумываясь: мама-папа-брат окажутся совсем не такими дружелюбными, как может показаться. И будет прав. Более того – Джордан Пил намекает нам на это едва ли не с самого начала, когда Крис замечает, что двое слуг в семье Армитеджей являются темнокожими и смотрят на него, мягко говоря, с нескрываемым любопытством и даже агрессией. А уж когда на следующий день в доме собираются друзья и знакомые семьи, среди которых всего один чёрный, приходящийся любовником даме, старше его на 30 лет – становится ясно, что для Криса вся эта история может закончиться очень печально.
Читатель задастся вопросом – что тут нового, это же самый заезженный для хоррора сюжет, даже в недавней российской «Невесте» он обыгрывался в стопятьсот-какой-то-там-раз. И будет снова прав – прелесть «Прочь» заключается именно в том, что этот самобытный хоррор играется привычными штампами так, как ему хочется. Даже сбитый в начале фильма машиной олень, выскочивший на дорогу, уже намекает на то, что в плане сюжета откровений от фильма ждать не придётся – всё узнаваемо до боли. Можете считать это недостатком фильма – даже «неожиданный» поворот в середине фильма, после которого станет ясна причина странного поведения семейки Роуз, не будет по-настоящему неожиданным для тех, кто видел множество подобных фильмов. Так в чём же причина восторгов критики и зрителей в США, которые внесли в кассу более 100 миллионов долларов, положив на лопатки, например, «Конга»?
Читатель может догадаться, что причиной вызывающего поведения Армитеджей является тот факт, что молодой человек Роуз – темнокожий. И если бы этот фильм был бы таким же стоеросово серьёзным, как всё та же «Невеста», половина восторга унеслась бы, кхм, прочь. Но в то-то всё и дело – перед нами скорее комедийный фильм ужасов, в котором центральное место занимает тема современного отношения белых жителей к темнокожему населению. И Джордан Пил, как-никак комик (и тоже, кстати, темнокожий), как раз с помощью традиционных жанровых клише высмеивает всю американскую нетерпимость, все расовые предрассудки, всё, до чего только дотянется рука. Причём делает это чрезвычайно изобретательно и остроумно, не выходя за рамки хоррора.
С одной стороны, местный саркастичный юмор преподносится практически «в лоб»: того самого любовника старой белой женщины играет Лейкин Стэнфилд, ранее воплотивший образ Снуп Догга в «Голосе улиц», и выглядит он, как Фаррелл Уильямс и протагонист «12 лет рабства» до того, как попал в неволю. На вечеринке гости спрашивают Криса: «Расскажите, каково это быть темнокожим в наше время?». Упитанный мужчина рассматривает главного героя и отмечает: «Мне бы немного вашей силы, чёрный цвет сейчас в моде!». Отец семейства во время экскурсии по дому останавливается возле фотографии Джесси Оуэнса и подмечает: «представляете, ваш соотечественник надрал зад самому Гитлеру!». Подливает масла в огонь Род, приятель Криса, который добавляет ещё и городскую мифологию в котёл: «Вали оттуда, чувак, я слышал, что эти белые гипнотизируют ниггеров, а затем превращают их в своих секс-рабов!». Это, вроде бы, достаточно толстый и лобовой троллинг.
Но фишка в том, что прямых шуток в фильме практически нет. И в итоге эту историю можно вполне постараться воспринимать всерьёз и просто смотреть, как в меру изобретательный ужастик про «злых белых», задумавших что-то неладное в отношении темнокожего парня. Однако сделать это не так-то просто: Джордан Пил доводит современные настроения и тенденции до гротеска и абсурда, критикуя и высмеивая все штампы и предрассудки (в том числе те, что существуют у чёрных в отношении «белой Америки»). И в итоге зритель мечется между диаметрально противоположными эмоциями – с одной стороны, «страшно же!», а с другой – временами просто гомерически смешно. А самое крутое, когда находишься в этих двух состояниях одновременно – когда смешное выражают через ужасное, и наоборот. Назвать «Прочь» каким-то невероятно тонким и искусным фильмом не удаётся – но приходится признать, что у Джордана Пила удалось коснуться самых провокационных вещей, не только никого не разозлив, но ещё и изрядно насмешив.
«Прочь» — это самый настоящий «хоррор 2.0». Сейчас, с кризисом идей в Голливуде, когда все традиционные жанровые схемы либо перестают работать, либо работают лишь под натиском гигатонн спецэффектов и компьютерной графики, «перезагрузка» привычных форм становится не просто постмодернистской игрой, а настоящим искусством. Вестерны превращаются в инструмент, который помогает добавить новой глубины другим жанрам, мюзикл выворачивается наизнанку, привнося музыку и танцы в реальную жизнь, а не вбирая их из неё. А хорроры так и вовсе становятся эффективным приёмом для того, чтобы поговорить о вещах, которые более свойственны серьёзным драмам, в данном случае – ещё и привнеся с собой хороший заряд комедии. Можете считать «Прочь» гораздо более интересным вариантом «12 лет рабства»: он говорит на актуальные темы, но делает это, подмигивая зрителю, а не нахмуривая брови.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!