Если фильм ставят в российском прокате на 1 января, значит, этому либо предшествует длинная тяжелая история переносов (см. «Стив Джобс»), либо картина исключительно сезонная («Елки», «Крампус» и т.п.), либо прокатчик надеется на большой поток посленовогодних неразборчивых зрителей, готовых купить билет лишь из-за массированной рекламной кампании. Со мной в зале довольно затрапезного подмосковного кинотеатра на сеансе «Мафии» — хихикающие школьники не старше 9 класса и пролетариат с банками пива во внутренних карманах пуховиков. Сосед справа громко сопит и разговаривает с девушкой о том, кто же на самом деле мафия, а кто мирный житель.
Сарик Андреасян — по российским меркам большой режиссер и продюсер. Вместе с братом Гевондом он основал компанию Enjoy Movies. Её название — известный любому осведомленному человеку ярлычок на бедном на выдумку кинопродукте, а имя Сарика уже используют как нарицательное. Раз фильм попал к озлобленным YouTube-критикам, значит, снимал метафорический Андреасян. Не приходится сомневаться, что таковым он останется надолго: как бы ни казалось рассерженному обывателю, а все его фильмы, вплоть до «Ограбления по-американски», как минимум, окупались или даже собирали в несколько раз больше бюджета. С другой стороны, людям в индустрии Сарик запомнится как один из самых сварливых и скандальных российских кинопродюсеров. Только в 2015 он обвинял в некачественности «Безумного Макса», называл Нагиева великим артистом и так далее.
«Мафия» выглядит таким же эксцентричным и эгоистичным проектом человека, который очень уж хочет самоутвердиться на фоне подгнивающего российского кинорынка. Экранизация известнейшей настольной игры в фантастическом будущем с элементами антиутопии — даже для западного проекта такая формулировка выглядит донельзя рискованной, а для отечественного и вовсе невыполнимой.
Даже для абсолютно аттракционного и зрительского проекта «Мафия» простовата в сценарном плане. Диспозицию рассказывают тезисно. В узнаваемой Москве в гигантской башне злой телевизионный гений (конечно, Виктор Вержбицкий) проводит 56-й сезон игры на выживание. 11 участников играют в мафию, проигравшие погибают по-настоящему, победители делят кучу денег, шоу является самым популярным в истории телевидения.
Сама по себе психологичная игра должна быть довольно кинематографичной: интриги, скандалы, внезапные прозрения и столкновение стратегий. Но сценарист-дебютант Андрей Гаврилов (у него уже заявлено два будущих проекта с Сариком) решил попросту сжульничать.
В настоящей игре люди берут себе выдуманные роли мафиози и мирных жителей, а затем пытаются различить правду и блеф. В фильме же нам сначала порциями рассказывают предыстории героев, которые до того момента остаются безликими болванчиками в креслах. Как только мы узнаем их имена, игроков сразу казнят либо мирные, либо мафия. Естественно, почти все они связаны друг с другом. Можно было бы списать это на постановочность шоу, но тогда происходящему не получается сопереживать. Дальше голосующие приходят к выводу, что у свежепредставленных персонажей заговор, и начинают их вырезать. Так повторяется несколько раз.
Прошлое участников пересказывают очень быстро, потому они оказываются скучными, глупыми и плоскими. Из веера штампов на стол бросают: карикатурного уголовника по имени Кривой; скучающего миллиардера (Вениамин Смехов), смертельно больного инженера с женой и детьми и так далее. Актёрские работы в таких условиях оказались смехотворными, а созданные образы — нелепыми. Абсурдные плохо написанные диалоги всегда сводятся к следующему: «Чего болтать, давайте уже голосовать». Губительная ситуация для фильма, который в каком-то другом, лучшем мире был бы камерным и разговорным.
Большая часть фильма действительно происходит на съемочной площадке передачи. Однако экзекуция проигравших зачем-то делается с нескрываемым садизмом. Героев, обреченных по правилам на гибель, засовывают в черный шар, висящий сверху. Там они оказываются в некой симуляции и гибнут, встречаясь со своими самыми большими страхами. Аэрофобка оказывается в падающем самолете, гидрофоб — в океане посреди акул. Эпизоды смерти чрезмерно затянуты и насыщены не самыми правдоподобными мегаломанскими эффектами. Более того, они однозначно скучны: мы же и так знаем, что персонажи погибнут, зачем тогда переживать?
Конечно, стоит перестать думать о «Мафии» как об экранизации одноименной игры. Фильм извращает всю концепцию и несколько раз нарушает свои же правила (скажем, дает мирным жителям еще одну возможность проголосовать в трудной ситуации). Но когда сюжет выходит за пределы игры и пытается слепить историю о мастере игры и героях, которые почему-то выживают в созданном фобиями мире, не получается даже нервически смеяться. Безнадежный финал, идиотическим образом сводящийся к хэппи-энду и даже забрасывающий якоря к сиквелу, не дает сомневаться в серьезности намерений Андреасянов.
Фильмы Сарика никогда не претендовали на честность концепции. «Карлосон» снимали без лицензирования книг Линдгрен, «Что творят мужчины» притворяется успешной комедией Квартета И. «Мафия» же дурит непритязательного потребителя по всем фронтам: это и не про настольную игру почти, и как фильм убого настолько, что даже с пьяной компанией не над чем посмеяться. Всё, что остается посмотревшим это — сетовать на зря потраченные деньги на билет и пытаться предупредить всех знакомых, чтобы они не увеличивали незаслуженную кассу.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!