Говорят, что не бывает однозначно плохих и однозначно хороших людей. Можно ли сказать, что есть однозначно плохие и однозначно хорошие фильмы? Ну, плохой человек, по идее – это тот, который другому человеку (или компании людей) причинил вред. Не, чего уж там, уж если есть плохие люди – а они есть – то есть и плохие фильмы. Бывают картины слабые, бывают проходные, бывают просто неудачные… А вот бывают плохие. И сейчас мы объясним вам, почему «Одноклассницы» — это плохое кино, и почему идти на него не надо. Потому что, друзья, с такими фильмами, как «Одноклассницы» и иже с ними, ситуация в российском кино продолжает и продолжит оставаться очень печальной.
Итак, что мы имеем? Катя, симпатичная бабёнка, работает в рекламном агентстве, находчивая, вроде не дура (это, правда, так кажется по началу), но, тем не менее, в личной жизни ей не везёт чуть больше, чем совсем. Сорвалась, не успев начаться, её первая свадьба, замуж никто не зовёт, мужики все тупые, а она несчастная и к сорока годам останется одна. И тут ей попадается случайно встретившийся, толстый, с жиденькой бородкой, некрасивый и вообще премерзкого видочку бывший одноклассник – и она тут же понимает, что «вот он, мой единственный, ему я свою розу берегла, ему её и задарю», и тут же объявляет всем о помолвке. На свадебку в Сочи приглашаются бывшие одноклассники, среди них три лучших подруги Кати. И вот надо же было приключиться такому (НУ КАК ЖЕ ТАК-ТО???), прямо на девичнике женишок загибает в туалете какую-то прошмандовку – и свидетелем тому становится Катя! Сопли, грусть, желание выйти за первого встречного, «а то надоело уже одной быть» — и подруги решают найти ей этого первого встречного вместо горе-женишка, лишь бы выбрать получше.
Вы уже успели оценить «гениальность» завязки? Не, я не про избитое, изъезженное, искореженное, как планета Массаракш, сюжетное решение сценаристов снять фильм «про русскую свадьбу». Я про логику – а с ней здесь, ребята, ой как все сложно, настолько сложно, что действия четырехлетних детей одной из подружек Кати, оповещающих окружающих криком «мама, я покакал!», выглядят логичнее. Ну сами посудите – сценарист фильма Василий Ровенский (про которого на премьере заявляли, мол «написал отличный сценарий»), предлагает нам сюжет про тупоголовую дуру, которая выходит замуж за первого попавшегося кобеля с зудящим от похоти членом, а потом плачет мол «ну почему моя жизнь такая горькая, за что мне это!».
А потом гениальные кинодельцы предлагают нам присовокупить к этому параду слабоумия ещё трёх дур, которые, вместо того, чтобы как-то поддержать свою лучшую подругу и заглушить бред про «я выйду за первого попавшегося», бегут этого самого случайного проходимца ей искать. И вот вокруг их похождений строится половина местного юмора, с которым тут, надо сказать, тоже проблем не оберёшься. Хрен с ней, с логикой, если первые пятнадцать минут ты давишься, пытаясь как-то совладать с зовом разума, который просит унести его подальше от этого парада даунов, то потом он капитулирует и растворяется на оставшиеся час-полтора в зашкаливающей тупости. Но юмор фильма не даёт ему у(с)покоиться окончательно.
На премьере зал был, что называется, «в голосину», особенно в моментах, которые стали настоящим трендом российских комедий – разумеется, я про юмор, густо замешанный на распитии водки и прочего крепкого алкоголя. И вот в эти моменты становилось особенно не по себе от того, над чем люди ржут, как кони. Юмор в фильме построен целиком и полностью на высмеивании всего того, от чего любому русскому человеку должно быть стыдно. И речь отнюдь не о самоиронии. Речь о смехе над несуразными, тупыми, ущербными, неудачниками, уродами, в которых, как в заявлении Жоры Крыжовникова, узнаётся «кино про нас».
Шутки про колхозницу-хабалку Дашу, которая благодаря навыкам вождения трактора заводит яхту (её, кстати, играет Валентина Мазунина, уже успевшая засветиться в аналогичной роли в другой русской комедии про свадебный дебош «Горько!»). Шутки про распитие водки залпом из горла. Скетчи про рекламу мужских трусов с молнией китайского производства. Гэги про секс бухого жиробаса с тупорылой фифой с грудью размера XXXL. Тонкие юморески в сцене про сообщество «кинутых мужиками гордых независимых женщин», собравшихся для кастрации секс-символа России Дмитрия Хрусталёва (на самом деле нет), которые так пошло высмеивают «С широко закрытыми глазами», что Стэнли Кубрик, должно быть, на днях восстанет из мёртвых.
Ну и музыка, ах эта музыка! До чего же прекрасная, восхитительная музыка! Этот ошеломительной красоты саундтрек можно уже сейчас продавать на отдельных дисках! Нет, ну вы же правда готовы слушать всегда и везде песню Натали и MC Doni «Красивый с бородой»? Вы же не устаёте повторять на каждом шагу этот прилипчивый рефрен «Ты чё такая дерзкая»? А ещё вы просыпаетесь, едете на работу и включаете на романтическом свидании «Мама Люба, давай, давай»? Если это все так, то во время просмотра фильма вы получите эстетическое удовольствие не только от изысканного юмора и прекрасной визуальной составляющей, но также и ублажите свои уши чарующей музыкой.
Но это все, бл*ть, не так. «Левиафан» Звягинцева оказался таким русским народным Ктулху (заметьте, очень изысканно снятым), вобравшим в себя всю чернуху своих предшественников – от Валерии Гай Германики до фильмов Василия Сигарева, после него говорить что-то на тему «тяжелой русской жизни» не то чтобы бесполезно, а попросту банально. Другой же фольклорный персонаж русского кино, настоящий чёрт из табакерки, фильм «Горько!», породил после себя волну отпрысков, создав целый поджанр «кина про водку и буэээ». И, наконец, любимец критиков русского кино, одиознейший Сарик Андреасян, эдакий выбравшийся из ада Азазель, возвёл нищету ума в абсолют и обратил её в источник юмора, породив жанр комедий, в которых смеются над человеческой тупостью, испражнениями и общей деградацией.
И вот «Одноклассницы» — это такой мутант с Пустошей, который вобрал в себя гены всех своих комедийных предшественников, снабжённый всеми атрибутами, которые обеспечивают беспрерывное лошадиное «гы-гы-гы» в зале кинотеатра. С точки зрения коммерции фильм сделан на твёрдую девятку – ужравшиеся в стельку персонажи, совокупления в сортирах, тупые бабы и «мужики сволочи, облитые сволочизмом». Светлакова нет, зато есть Дмитрий Хрусталёв и Роман Юнусов, а также «наша в Голливуде» Светлана Ходченкова (которая тут единственная из актрис, кто хоть более-менее нормально играет). Водка, клубное бл*дство, мотовство жизни, сексуальная несдержанность, меркантильность, отсутствие вкуса, тупость и деградация среднего класса. Наконец, «Красивый с бородой» (дважды за фильм!!!). Можно было ещё добавить «О боже, какой мужчина» — но, возможно, денег хватило лишь на одну песню великой российской певицы Натали. Зато хватило денег на то, чтобы всё это мракобесие засунуть в дорогущие сочинские интерьеры.
И да, не поскупились, между прочим, на техническую составляющую. Цветокоррекция в фильме местами прямо очень симпатичная, все так ярко, светло, жизнерадостно, хотя временами с этой «радужностью» довольно сильно перебирают и от богатства палитры начинает рябить в глазах. Оператор Юрий Никогосов, поработавший с Вадимом Перельманом над отличным с точки зрения съемки (и не только) сериалом «Измены», умело выстраивает композицию, мизансцены подобраны очень удачно. Выдерни любой кадр – и тут же ясно, что происходит в сцене: вот тут бухают водку, а тут совокупляются в туалете, а тут вот снова водку бухают, а тут мужья женам (и наоборот) изменяют. Аняня.
Тьфу, то есть. Тьфу-тьфу-тьфу и фу-фу-фу. Ну правда, ну сколько можно? После вопроса «что смешного в этом фильме?» у одной симпатичной девчоночки, которая ржала весь фильм, как резаная, ответ был получен следующий: «ну слушай, ну можно иногда немного подеградировать». Немного? Это явно лишнее слово перед словом «подеградировать» (приставку «по», да и слово «иногда» тоже можно было бы убрать). Кажется, российские продюсеры, которые штампуют пачками подобные «расийские камедеи», слова «немного» не знают. Год за годом, фильм за фильмом, русского зрителя потчуют этой замешанной на водке бедняцкой тюрей, которую упорно называют комедией.
Сарик Андреасян заявляет, что Вуди Аллен прост как две копейки, а Уэс Андерсон полный дебил. Жора Крыжовников смотрит «Сына Саула» на фестивале венгерского кино, копаясь в фоточках в телефоне, а сцены из фильма «Горько» сравнивает с Босхом. Фильм «Что творят мужчины» бесстыдно и без палева косплеит в названии фильмы «Квартета И», и наивные зрители получают комедию про мужиков, которым «толька и нада, шоб патрахацо». Господи, ну как же это всё надоело.
Серьёзно, если у вас вдруг слегка потускнела любовь к кинематографу, всё надоело и вы думаете, что «хорошего кино уже не снимают» — просто сходите на «Одноклассниц». И желательно за деньги. Это лучшее средство вспомнить о том, что на свете есть хорошее кино, как есть хорошие люди, с которыми ты совершенствуешься (или хотя бы просто отдыхаешь) – и есть плохие люди и плохое кино, от которых ты деградируешь и тянешь самого себя на дно.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!