Собибор — Про уродов и людей

Концентрационный лагерь «Собибор» мирно нежился на солнышке в ожидании очередной партии евреев. Их свозили целыми эшелонами со всей Польши. Большинство умирали в газовых камерах. В октябре 1943 в лагерь попадает лейтенант советской армии Александр Печерский. Всего за три недели ему удаётся организовать восстание и побег — единственный успешный за всю историю Второй Мировой войны.

По трейлеру может показаться, что режиссерский дебют Константина Хабенского — очередная бравада, которую выгодно выпустить в канун Дня Победы. Всё оказалось совсем не так. В отличие от развлекательных «Мы из будущего», наполненного экшеном «Сталинграда» или беззубых ремейков советской классики вроде «А зори здесь тихие…», «Собибор» — безжалостное к зрителю кино.

В начале фильма партию заключённых евреев привозят в лагерь «на работы». Из толпы отбирают наиболее ценных: плотников, инженеров, ювелиров. Остальным обещают, что их ждёт ещё одно распределение. После дезинфекции. Естественно, из душа не выйдет никто. Эти сцены почти никак не связаны с основным сюжетом, кроме представления некоторых второстепенных персонажей, но им уделено целых двадцать минут. Таким образом режиссёр мастерски строит саспенс и обрисовывает настроение картины. И поверьте, дальше будет лишь страшнее. Издевательства, пытки и расстрелы показаны до жути натуралистично. Создатели явно вдохновлялись «Сыном Саула», «Иди и смотри» и «Проверкой на дорогах». Никаких «духовных скреп» и патриотизма — только животная злость, которая навсегда меняет человека. Поэтому кино можно назвать именно злым. Оно зло к зрителям: некоторые уходили с пресс-показа, не выдержав происходящих на экране ужасов. Оно зло к персонажам: один из них посвятит жизнь убийству избежавших Нюрнберга фашистов. Даже слоган: «Подвиг, который мы забыли» – ощущается упреком, а не призывом вспомнить через что прошли люди во время заключения в лагере смерти.«Собибор» — это, отчасти, и политическое высказывание. Концлагерь — страшная, но надежная система, с помощью которой нацисты планируют построить новый мир. Заключенные представляют собой угнетенный этим механизмом, но безропотный скот. Страх потерять жизнь и хоть жуткую, но стабильность, у них стоит куда выше страха перестать быть людьми. В этом плане показателен финал. Когда начальник лагеря предсказуемо получит заслуженную дозу свинца, а ворота откроются, сбежавшие боязно снимут шапки, пробегая возле трупа душегуба.

Разумеется, не обошлось в режиссерском дебюте без шероховатостей. В первую очередь это связано с невнятным сценарием. Масса персонажей то появляется, то исчезает из повествования. Предыстория Печерского и его сообщников обрисована лишь пунктирно. Например, об отношениях главного героя с девушкой Люкой можно догадаться лишь из контекста. Во время пресс-конференции Константин Юрьевич сказал, что не хотел заострять внимания на людях, потому что главный герой фильма — концлагерь. Но отсутствие эмоциональных персоналий в какой-то момент отстраняет зрителя от происходящего на экране и мешает сопереживанию.Также есть вопросы к тому, как показаны офицеры СС. Да, специальные части Вермахта отличались особой жестокостью. Но в фильме из человеческого фашисты имеют лишь облик. К актерам вопросов нет. Так правдоподобно сыграть ублюдков может не каждый. Особенно выделились Кристофер Ламберт («Горец»), Вольфганг Черны («Последний богатырь») и Филипп Рейнхардт («Сталинград»). Но гитлеровцы демонизированы настолько, что к середине кажется, будто смотришь на злодеев из комиксов. Настолько они безумны, коварны, жестоки, а главное, немотивированны к этой жестокости. Если учитывать, что «Собибор» позиционируется создателями отчасти как историческая реконструкция, такое художественное решение выглядит неуместно. Сохранилась куча документов, которые описывают их беспристрастно, как обычных людей. И именно от этого совершенные ими поступки настолько страшны.

Как бы то ни было, «Собибор» — сильная картина, которая не оставляет равнодушным. Фильм хочется советовать к просмотру, чтобы напомнить: война — это ад. А в условиях современной политической напряженности и призывов полусумасшедших депутатов решить вопрос танками и ракетами — кино ещё и нужное. Также надо отметить, что 5% с продажи каждого билета пойдёт в фонд по борьбе с детскими онкологическими заболеваниями. Поэтому сходить в кинотеатр стоит в любом случае. Фильм может не понравится, но наш злой мир вы поможете сделать чуть лучше.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!