Феномен Сталкера, часть 2: фильм Андрея Тарковского

От «Пикника на обочине» Стругацких двигаемся к главномуИзначально, Тарковский делал запросы в Госкино на разработку нескольких экранизаций, в том числе «Мастера и Маргариты» и даже «Гамлета». Но добро режиссер получил только на сценарий «Машины желаний», потому что фантастика в то время пользовалась большой популярностью. Этот сценарий был уже вторым по счету при разработке фильма «Сталкер», над которым работали Стругацкие. Позже они называли его одной из самых изнуряющих работ, которая, однако, так и не впечатлила режиссера.

После утверждения актеров началась работа над съемками. Сюжет переписывался на ходу, а Тарковский еще не мог окончательно определиться с концепцией, что было причиной для бесконечных дискуссий со сценаристами, о чем впоследствии с горечью вспоминал Борис Натанович. Остальная команда тоже была не в восторге от излишних придирок режиссера. Переломный момент настал после завершения съемок. При проявлении, пленка оказалась бракованной, весь отснятый материал был испорчен. Объяснений такому событию дают множество и по сей день. Сам автор картины был уверен, что пленку подменили. В любом случае, это сильно повлияло на здоровье Тарковского и послужило подспорьем к скандальному завершению сотрудничества с оператором Георгием Рербергом, который ранее снял для режиссёра «Зеркало».

Андрей Тарковский во время работы над «Сталкером».

Возникла срочная необходимость полностью переснимать весь фильм, и, чтобы получить дополнительное финансирование, было принято решение сделать его двухсерийным. Такие события подтолкнули Тарковского поменять не просто общий настрой картины, но и изменить саму фантастическую основу, на которой строилась вся история. К тому моменту было предложено и отвергнуто уже около восьми сценариев. Аркадий Натанович лично присутствовал на съемках в Эстонии, и когда режиссер заявил, что ему нужен совсем «другой сталкер», писатель вернулся в Ленинград, где они с братом за два дня закончили очередной вариант сценария, который, наконец, удовлетворил постановщика. Из него убрали всю видимую фантастику, наполнили саспенсом, а из первоначальной концепции оставили лишь ту самую загадочную Зону, в которой происходят необъяснимые вещи — аномалии, и включили в сюжет исполняющую любые желания «Комнату» — цель путешествия главных героев. Полностью изменился и характер проводника — Сталкера. Если в первоначальных сценариях ему было присуще импульсивное и жесткое поведение, почти схожее с главным героем повести, то в итоговой версии это был, как говорил Борис Стругацкий, юродивый. Такая поправка оказалась важна для всей картины.

Каждый фильм перед выпуском утверждался, по меньшей мере, в четырнадцати инстанциях, но ещё до съёмок «Сталкер» был куплен немецкими прокатчиками. Это позволило спокойно завершить съемки, несмотря на негодование Госкино, и представить картину на Каннском кинофестивале в 1980 году. Там фильм получил как награду, так и восторги критиков, которые всегда были особенно благосклонны к творчеству Андрея Арсеньевича и называли его самым главным советским режиссёром. Однако для Тарковского «Сталкер» оказался последним фильмом, который он снял на родине.

Достаточно сложно не проводить параллели с «Пикником», когда идет речь о «Сталкере», но если углубиться в творчество режиссера, взглянуть на то, какого рода фильмы он снимал, приоткрывается совсем иной взгляд на картину. Как уже было сказано выше, произведения Тарковского всегда пользовались успехом за пределами СССР, в то время как на родине он постоянно испытывал давление сверху. Несмотря на это, вместо попыток высмеять или осудить государство, которое на протяжении многих лет буквально саботировало старания режиссера, он дотрагивался до куда более существенных и значимых для него духовных вопросов. И если в повести видна аллюзия на политический строй того времени, то фильм говорит о проблеме совсем другого характера. В нем отражается борьба человека с самим собой, со своими взглядами и верой, которые выдерживают или не выдерживают проверку путешествием. Этого достаточно, чтобы остановить сравнения с идейным вдохновителем — «Пикником на обочине», и уже тем более, прекратить относиться к фильму, как к экранизации.

Следующее воплощение «Сталкера» являет собой более современную ветку в культурном развитии идеи. Многим знакома франшиза, которая пользуется успехом вот уже десять лет с момента выхода первой части. Шутер от первого лица с интегрированным зародышем RPG-механики. Свобода перемещения в огромном, для своего времени, мире, состоящем из дюжины огромны локаций. Безразмерная «душа» и всюду пропитывающее чувство чего-то дико родного и близкого. Яркая вселенная, породившая дюжину мемов и выражений, которые до сих пор на слуху. Очевидно, что на сегодняшний день все это относится к легендарной серии игр S.T.A.L.K.E.R.

Продолжение материала читайте в третьей, игровой части.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!