Super Mario Odyssey — Галопом по лунам

От Super Mario Odyssey очень трудно оторваться. Настолько трудно, что даже текст обзора новой игры Nintendo может задержаться на пару-тройку недель. Конечно, можно было бы найти за это время минусы и неопровержимые доказательства того, что компания в очередной раз создала «пустышку», которую хвалят все подряд из-за чемоданов денег или просто по привычке. Но, вот незадача, Nintendo снова сделала отличную игру, которую сложно ругать.

На фоне скандалов с лутбоксами, закрытием студий, смертью однопользовательских кампаний как никогда ценишь Super Mario Odyssey. Nintendo продолжает гнуть свою линию, не поддаваясь на пагубные веяния индустрии. Как и в 80-х, компания предлагает в оболочке ААА проекта за 60 долларов концентрированное и ни на что не похожее веселье. Никакого обмана и накрученной системы распространения с дополнительным контентом за предварительный заказ или встроенные микроплатежами. Вы включаете Super Mario Odyssey, играете в него и получаете удовольствие. Всё предельно просто.

За годы существования серии Super Mario Bros. японские мастера из Nintendo смогли достигнуть немыслимой стабильности в плане качества. Каждое новое приключение Марио воспринималось фанатами как дар с небес. В отличие от своего соперника из конца 80-х, ставшего предметом шуток и нездоровых фанартов, итальянец продолжал всех удивлять, прыгая из 2D в 3D и обратно, оставаясь при этом символом видеоигр для уже нескольких поколений игроков. В звездный час консоли Switch себя отлично проявляет новое поколение творцов, приходящих на смену Миямото. Старик даже среди авторов ближе к концу фигурирует, но это не значит, что дух старых Mario куда-то делся. Он не пропадёт никогда, в компании со строгим контролем и микроменеджмента всего вокруг, вплоть до каждой надписи в локализации, такого не допустят.

Super Mario Odyssey лишь слега встряхивает основную фабулу всех игр про Марио. В очередной раз Боузер похищает Пич, даже удивлённого лица делать не приходится. Однако в этот раз вечный злодей решает пойти на действительно смелый поступок — тащит принцессу под венец, собирая по всем королевствам элементы любой свадьбы: угощения, цветы, кольцо и платье для невесты и т.д., и т.п. Марио допустить подобного безобразия не может и, вместе с новым другом Кэппи, он отправляется на спасение возлюбленной. Сюжет Odyssey можно вместить в абзац, а то и пару предложений, но это ни в коем случае не влияет на качество игры. Основная задача сценария в данном случае — не отвлекать от игрового процесса. Есть мотивация продвигаться вперед, есть логика в подаче множества абсолютно разных королевств. Этого достаточно и придираться никак не получается.

Главная отличительная деталь Super Mario Odyssey, Кэппи, отлично вписался в игру. Существенно расширив гардероб Марио, он заменяет грибы, цветы и прочую фауну, которую всемирно известный водопроводчик так любил лопать все эти годы, правда не до конца, куда же без классики. Все спецспособности таким образом умещаются у итальянца на макушке. Достаточно запустить Кэппи в ближайшего противника, чтобы получить контроль над ним, привет Messiah, Dungeon Keeper и другие игрушки, прославившиеся подобной механикой контроля NPC в той или иной степени. Лягушки, кочаны капусты, живые статуи, деревья, динозавры, разноцветные вилки — целей для захвата огромное количество. И все они привносят какие-то изменения в игровой процесс. Динозавр позволит уничтожить каменные блоки, а гумбы могут выстраиваться в башню, нужную для небольшого романтического свидания. В каждом королевстве есть уникальные существа, способные освежить игровой процесс. При это старые приёмы Марио остались на месте. В определенный момент по сюжету вас даже оставят с ними наедине, чтобы вы не забыли, как ими пользоваться и для чего они нужны.

Парадокс, но приключения в каждом новом королевстве начинаются с достижения конкретной цели, а не в ходе её выполнения. Несмотря на возможность собирать базовые и фиолетовые монетки, луны и находить секретные двери, чувствуется определенная скованность. Разве можно спокойно бегать в теле огромного динозавра, осматривая каждый закоулок, пока за углом вас ждёт битва с боссом, которая так и манит?  Фактически уровни по-настоящему начинают раскрываться при повторном их посещении, уже после победы над Боузером. Во-первых, вам станет проще ориентироваться на карте благодаря важному сюжетному объекту, доступному после финала. Во-вторых, вас тогда ничего не будет сдерживать. Жители королевств будут ждать вас с распростертыми объятиями и небольшими квестами как в первый раз. Плюс ваша следующая большая цель — собрать все луны мира — будет вас мотивировать на полное изучение пройденных локаций.  

К сожалению, переориентация игрового процесса на исследование больших Лун сильно снизило сложность игры в целом, как это было, например, в Super Mario 3D Land. Есть цепочка уровней, сложность которых растет от «могу пройти с закрытыми глазами» до «Dark Souls от мира платформеров». Чем дальше, тем больше появляется усложнённых платформ и дополнительных преград. Однако в Odyssey всё веселье, как уже говорились, начинается после прохождения основного сюжета, так что будьте готовы умирать снова и снова, но послеживать за кредитами на продолжение, всё-таки не Super Mario Souls пока. Пока вы охотитесь за впервые Боузером, игра будет казаться вам прогулкой по ключевым достопримечательностям королевств.

Кроме проблем со сложностью, стоит упомянуть ещё один неоднозначный аспект игры — боссов. Cuphead в этом году задрала планку слишком высоко. В игровом сообществе вряд ли найдется хоть кто-то, кто может оспорить данный факт. И вот после этого Nintendo предлагает вам всего лишь прыгнуть три раза на кролика в шляпе, который просто извергает из себя фиолетовую жижу по всей арене. Мало того, что боссы не вызывают болей ниже поясницы, как должны по законам игрового жанра (даже покалываний), они к тому же повторяются. Два раза. Каждый. Конечно, трудно отрицать полученное удовольствие от битвы с драконом из Dark Souls (опять она!) или босса класса Metal Gear, но победа над ними даётся уж слишком просто.  

Однако это не кажется большой проблемой на фоне яркого мира, в котором хочется задержаться, собрав все сувениры, костюмы и, конечно, луны. От палящей пустыни до лунной поверхности чувствуется та самая пресловутая магия Nintendo, заключающая в дотошном отношении к деталям. Взять хотя бы возможность приманить к себе птичку, задремав на уровне. При этом вид птицы будет меняться в зависимости от королевства. Добавьте к этому отсылки к прошлым играм серии и заигрывания с классическими 2D уровнями из самой первой Super Mario Bros.

Без ностальгии, присущей западной игровой прессе, с уверенностью можно сказать, что Super Mario Odyssey это один из лучших платформеров этого года и ещё одна обязательная игра на полку к консоли Switch. Неважно, играли ли вы в последние части приключений Марио. Вы без труда сможете запрыгнуть на борт Одиссеи и открыть дивный новый мир, состоящий из множества непохожих друг на друга королевств. В конце концов, когда вы сможете поиграть с пёсиком в ковбойской шляпе? Такое понравится каждому. 

 


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!