Игры шпионов — Между миром и войной

СССР, 60-е годы. Экзальтированный Никита Хрущев на посту генсека то стучит ботинком по трибуне, то сыпет угрозами в сторону США. Весь мир в напряжении: никто не знает, стоит ли серьезно относиться к угрозам советского лидера, или это просто бравада. В эти странные и нервные времена полковник ГРУ Олег Пеньковский (Мераб Нинидзе) регулярно передает через агентов Ми-6 и ЦРУ секретные разведданные на Запад. Понимая, что схему могут в любой момент раскрыть, спецслужбы решают добавить в цепочку по передаче информации торговца Гревилла Винна (Бенедикт Камбербэтч). При этом мотивация что Пеньковского, что Винна не связана с какими-либо материальными или карьерными потребностями, они сугубо героические, даже можно сказать самоотверженные. Ведь редко увидишь, чтобы человек, осознавая такие риски, жертвовал собой ради общемирового блага.

Со стороны фильм «Игры шпионов» с суровым Камбербэтчем и прочими сердитыми и сосредоточенными героями на постере кажется очередным классическим шпионским триллером про мужчин в костюмах, которым чужда эмпатия и эмоциональность. Но на деле же, это оказывается история о дружбе, самопожертвовании, гуманности и небывалой смелости в эпоху тотальной несвободы. В конце концов, получается, что и маленькие винтики системы могут что-то изменить, если руководствуются высокими мотивами и ратуют за спасение человечества, а верность и взаимная поддержка, сплоченность в опасных ситуациях и вера в друг друга оказываются тем самым ключом к успешному достижению рисковой, но благородной миссии. Искренняя дружба и общая цель Пеньковского и Винна помогла им долго продержаться в непростой атмосфере, и если не установить вечный мир, то хотя бы разрядить обстановку. То есть, дать задуматься более влиятельным людям, что друг друга стоит слышать и слушать.

Несмотря на неточности и небольшие отступления от исторической правды в угоду кинореальности, суть всех произошедших событий передана верно. Но если на Западе фильм может восприниматься как история о подвиге во имя мира, то на постсоветском пространстве все не так однозначно. Фактически Пеньковский был предателем Родины и сливал секретные данные, которые изменили баланс сил в общемировом масштабе. В ленте же он жертвенный герой, поэтому не все российские зрители легко проникнутся трагизмом его судьбы, поскольку его предательство непростительно и в какой-то мере негативно определяет его личность. А для многих этот момент намного более важнее, чем итог непосредственной шпионской деятельности, принесший то самое спокойствие в мире. 

Но, разумеется, центральным героем является Гревилл Винн – человек простой, и на первый взгляд, напоминающий типичного довольного и мягкотелого иностранца, комфортно живущего у себя на родине. Он не прожил всю жизнь в страхе, не знал об уровне слежки КГБ и не представлял насколько плевать советскому государству на права человека. Тем удивительней, что подобного рода человек не побоялся участвовать в столь опасной авантюре. И именно его превращение из белого воротничка в опытного шпиона перетягивает все внимание на себя и заставляет прощать некоторые не очень удачные моменты повествования.

Стереотипность изображения русских в фильме тоже не доходит до того уровня абсурдности, который был к примеру, в «Красном воробье». Историческая основа, как и в «Шпионском мосте» Спилберга поддерживает авторов в стремлении адекватно показать отечественную действительность. Сама лента становится чем-то близка «Востоку-Западу» Режиса Варнье. Сдержанность и некоторая неуклюжесть высказывания режиссера Доминика Кука и сценариста Тома О’ Коннора окупаются гуманистическим посылом картины, а театральное прошлое создателей заметно не только в заботе об взаимоотношениях героев и чуткости к их эмоциональному состоянию, но и в некотором отсутствии внимания к визуальной составляющей киноленты, ведь примечательных планов и интересных видов не так много, как хочется.

Декорации, к слову, сильно напоминают Советский Союз из сериала «Ход королевы» – холодный, серый, скучный и слишком грозный. Тем не менее, даже там встречались моменты, где Москва не казалась такой бездушной, как в этой картине. Минусы вроде нудного и местами неровного темпа выглядят не так раздражающе за счет внимательности постановщика к детальности образов и из-за актерских работ Бенедикта Камбербэтча и Мераба Нинидзе. А Рэйчел Броснахэн в роли деловитой и на редкость небезразличной шпионки, как всегда уверенно себя чувствует в эпохи двадцатого века.

Конечно, такой фильм сложно советовать смотреть всем подряд из-за разного отношения как к тому же советскому периоду, так и к самому Пеньковскому, но зато он учит нас тому, что человеческие взаимоотношения не только могут состоять из недомолвок и недопонимания, но бывают и осложняют жизнь. Однако именно в тесном общении, дружбе и верности есть тот спасительный потенциал, который продолжает сохранять жизнь на Земле.

Автор текста: Анна Сэлинджер


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!