Девушка, которая застряла в паутине — Временная татуировка дракона из жвачки

Давайте сразу, чтобы не отнимать много вашего времени: фильм «Девушка, которая застряла в паутине» в меру чудовищный. Это не грандиозный провал, о котором менестрели будут слагать песни, а несмешные блогеры — снимать несмешные видео. Это закономерная, совершенно рядовая неудача, неинтересная даже для узких исследователей, специалистов по несложившимся фильмам.

Первую «Девушку с татуировкой дракона» снимали, соответственно, Дэвид Финчер, а до этого еще швед Нильс Арден Оплев. Кстати, обратите внимание, кем за эти годы стал Финчер (ничего не изменилось, все тот же гений) и кем — швед (да никем, только привез с собой в Голливуд миловидную актрису Нуми Рапас), а ведь в свое время люди всерьез заявляли, что дома книжку экранизировали лучше, а американцы все переврали. Ну да ладно. Шли годы, книжки Стига Ларссона, давно уже умершего и своего глобального успеха вообще не заставшего, все еще продавались миллионными тиражами в переводе на десятки языков. Тем временем Голливуд укрупнялся, позиции Sony падали. В итоге, видимо, не выдержав, шведы заказали другому писателю продолжение изначальной трилогии, а Sony, в которой тоже не все гладко уже давно, скоренько сделали экранизацию сего опуса и поставили его релиз на осень, то есть подразумевается, что это очень важный фильм, от которого в плане кассы ждут многого.

Что ж, так бы, наверное, выглядела экранизация книги-сиквела «Девушки с татуировкой дракона», если бы ее писал автор романов о попаданцах с Донбасса. Случайно оказавшийся в мире шведского радикального феминизма и промозглого скандинавского нуара, уругваец Федерико Алварес, ранее прославился фильмами «Не дыши», хоррором умеренной изобрательности, и «Зловещие мертвецы: Черная книга», ремейком, включенным во франшизу Сэма Рэйми. Словом, трудно сказать, что же роднит у Алвареса со вверенным ему первоисточником, романом хоть и жанровым, но относительно актуальным.

Уж ладно проза Стига Ларссона не отличалась прихотливостью литературного стиля. У покойного вообще была ровно одна мало-мальски приметная авторская особенность: он указывал так много названий брендов товаров, которые обильно потребляют его герои, будто это не худлит, а подпись в глянцевом журнале под фотографией разодетой модели: «свитер Calvin Klein, носки Louis Vuitton, плед Dolce&Gabbana». В остальном его детективы с вечным снежным ветром, суровыми, но подбритыми лицами и тихими маньяками-сексистами ничем не отличались от какого-нибудь Ю Несбё, которого, кстати, уже чудовищно экранизировали в прошлом году: уже даже не хочется вспоминать нечто под названием «Снеговик».

Здесь все примерно так же, как и в «Снеговике», разве что сюжет здесь построен не вокруг стандартных чертей, что водятся в тихом омуте, как обычно было у Ларссона, а просто вокруг несчастной героини Лисбет Саландер и ее семейства, в котором, как это испокон веков заведено в Швеции (ну, если судить по современной популярной скандинавской литературе, а не по Астрид Линдгрен, разумеется), все друг друга мучали, насиловали и держали взаперти. Пересказывать сюжет бессмысленно: это больше не детектив с интригой, в котором можно пытаться угадывать, кто же генеральный злодей, наперегонки с титульным сыщиком. Здесь Саландер просто носится сломя голову по Стокгольму, непрерывно применяет свои хакерские навыки, которые детализированы на уровне какой-нибудь игры Watch_Dogs (то есть героиня, например, умеет взламывать автомобили с телефона, даже не свайпом, а просто тапом), прыгает через заборы, спасает чьих-то детей, а в конце все взрывает и уезжает на своем красивом мотоцикле Ducati.

Вряд ли кто-то из любителей скандинавских детективов это знает, но: когда у Дарьи Донцовой вышла сотая книжка под названием «Легенда о трех мартышках», то в ней была не стандартная история с ментами, проститутками и психушками, как это было в предыдущих девяносто девяти работах королевы российского иронического детектива, а как раз что-то очень личное для вечной донцовской героини Даши Васильевой, история о ее сестре. Вот и тут так же, только сотни книжек не пришлось ждать: главный враг Саландер — ее прошлое, такое же, впрочем, тусклое, безрадостное и непримечательное, как и у Донцовой.

Всех актеров, конечно, сменили. Клэр Фой, главная актриса 2018 года, королева в «Короне», степфордская жена в «Человеке на Луне», вдруг снялась вот в этом (надеемся, хотя бы за большие деньги). Миниатюрная девушка, вся в накладном, ненастоящем пирсинге, одетая исключительно в вульгарные вещи из черной кожи, будто снятые с байкера из группировки «Ночные волки», вроде бы все еще просто феми-хакер, но уже какая-то супергероиня, в легкую побеждающая систему безопасности целого аэропорта ради своей малюсенькой прихоти. Микаэль Блумквист (Сверрир Гуднассон) и вовсе пропадает из виду: в данной части выясняется, что он вообще не журналист, а пшик, все его журналистские достижения обеспечены его подружкой Саландер, поэтому он появляется в кадре лишь несколько раз, а потом тихо-мирно сидит в заложниках, пока его не освобождают.

Наконец, благодаря «Девушке, которая застряла в паутине» окончательно спадает морок со специфического жанра скандинавского детектива, который даже в просвещенном обществе (во всяком случае, в России) считается за нестыдный. Выяснилось, у всех этих героев, одинаковых обеспеченных людей в больших северных городах, совершенно нет ничего за душой, они такие же плоские, как персонажи какой-нибудь очень глобальной киновселенной Marvel (не в обиду ей будет сказано): это не люди, а ходячие социальные высказывания, просто в данном случае они одеты не в трико, а предпочитают обычные городские луки, ну, или, как Саландер, костюм гота, который пытается вернуть 2007 год. Что ж, в данном жанре больше не осталось ничего, кроме насильников, которые просто насилуют безо всяких причин, и вечно травмированных женщин, которые борются с этими насильниками. Хочется на этом месте щелкнуть пальцами в перчатке бесконечности и просто убрать все это к чертям собачьим.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!