Все без ума от PUBG

Вот уже почти год буквы P U B G не сходят с главных страниц игровых сайтов всего мира. Причины для этого каждый раз разные, но уже точно можно говорить, что PlayerUnknown’s Battlegrounds перевернула представление мира о поджанре survival и многопользоватеских шутерах в целом. Первая часть этого материала для тех, кто всё ещё в танке и не осознаёт величия PUBG, вторая — о том, почему проект лечит индустрию и людей от многих современных болезней и вирусов. Не забудьте занести денег за вакцину.

Battle Royale здорового человека

История PUBG началась с мечты одного человека. Его зовут Брендан Грин, но все его знают по нику PlayerUnknown. Забегая вперёд, выражу своё недоумение тем, что игру все называют её полным названием, хотя могли бы опускать имя создателя как уже давно опускают, например, Tom Clancy’s и Sid Mayer’s. Просто Battlegrounds, BGS, а то и BGZ. Когда-то он был одним из фанатов тактического шутера Arma, которому было мало имеющегося контента. Основательно изучив матчасть, Брендан стал делать моды, пользующиеся большим спросом и по сей день. Однако настоящая слава пришла к нему в 2013 году с выходом мода Battle Royale к Arma 2, который в свою очередь стал отдельной версией сверхпопулярного мода DayZ. Решение авторов DayZ превратить модификацию в отдельную игру Грин принял в штыки и стал переносить своё детище в Arma 3.

Сама идея «королевской битвы» родилась из одноимённого романа японского писателя Косюна Таками. С первой публикации «Батору Ровиару» в 1999 году его популяризации поспособствовали несколько томов манги и фильм Киндзи Фукасаку, последовавший сразу за успехом книги. По сути это куда более жёсткие «Голодные игры», концепция которых почти полностью содрана с Battle Royale. Первоисточник рассказывает о смертельной битве 50 школьников из тоталитарной страны Народная Республика Дальневосточная Азия. Отобранная молодёжь оказывается на необитаемом острове и сражается до последнего выжившего, используя любые подручные средства. Чтобы участники не отсиживались в укромном месте, раз в несколько часов объявляются запретные зоны, нахождение в которых приводит к подрыву заряда на ошейнике участника. В PUBG точно такая же схема, только зона боевых действий просто со временем сокращается и зазевавшиеся начинают постепенно терять здоровье. К тому же в книге участники получили стартовый мешок со случайным снаряжением, тогда как в игре все с самого начала в равных условиях и без всего. Самое смешное, что Грин сначала держал в голове и пилил мод по «Голодным играм», но уже позже решил отказаться от этого, боясь получить предписание от агентов по авторским правам Lionsgate.

В 2014 году парня заметили в Sony, как и проект H1Z1, который мог помочь PlayStation привлечь огромную аудиторию поклонников игр про выживание. Довольно скоро H1Z1 поделили на, скажем так, обычную Just Survive про зомби и King of the Kill про людей. На Грина смотрели косо из-за его особого положения, к тому же деление команд и аудитории не устраивало его самого. Он покинул Sony Online Entertainment, но без работы долго не прозябал. Большой человек внутри корейской студии Ginno Games (известна по дьяблоклону Devilian) давно уже вынашивал план по созданию чего-нибудь в жанре Battle Royale для местного рынка. Когда он обратился к Грину, студию купил онлайн-гигант Bluehole (TERA). Руководству понравилась идея выпустить игру про выживание в «раннем доступе». С Бренданом связались и предложили достаточно соблазнительную сумму, чтобы переехать из Бразилии в Южную Корею. Грин стал первым иностранцем на посту креативного директора корейской игровой конторы.

Разработка стартовала в самом начале 2016 года. Спустя полгода Грин и команда из 35 человек анонсировала PlayerUnknown’s Battlegrounds на крупнейшей игровой выставке E3. Ускорению процессу разработки способствовал и податливый движок Unreal Engine 4, и бывшие коллеги Грина (даже из Bohemia Interactive), предоставившие наработки в области создания больших карт и анимации.

В конце марта 2017 года PUBG появилась в «раннем доступе» Steam. Разработчики потратила чуть больше 12 месяцев на разработку ранней версии, и оно того стоило. В первые же дни шутер начал устанавливать первые рекорды: самая популярная игра в Steam и $11 млн. выручки за три дня; 1 миллион проданных копий и одновременный онлайн в 89 тысяч игроков через две недели; 4 миллиона копий и $100 млн. в третий месяц.

Грин и руководство Bluehole с самого начала видели в PUBG не просто игру, а платформу для сторонних разработчиков и даже сервис. Однажды в игре появится и зомби-режим, который может переманить оставшуюся аудиторию DayZ. Но сейчас разработчики заняты дополнением и улучшением главного развлечения, «королевской битвы» на 100 человек.

«Я человек простой – счастлив, когда есть интернет и бутылочка хорошего вина под рукой»

На момент написания материала в августе 2017 года PlayerUnknown’s Battlegrounds обошла League of Legends по количеству зрителей на Twitch — но не временно, как часто бывает после релиза ожидаемых игр, а постоянно. В Steam же игру купили 8 миллионов раз, и она смогла обойти по числу одновременно играющих пользователей не только Counter-Strike: Global Offensive, но даже Dota 2, заняв первое место в рейтинге. То, что начиналось как мод для не самого популярного шутера, стало одной из самых популярных игр, доступных владельцам PC.

И это хорошо

Хорошо, потому что PUBG — пример успешного и «правильного» релиза в Early Access. Спустя 4 года после запуска этой программы в Steam, ставшей чернозёмом для недоделанного ширпотреба, можно выдохнуть и уверовать в её будущее. За несколько недель игры в PlayerUnknown’s Battlegrounds не было ни одного вылета, ни единого провала сквозь текстуры или застреваний в них, и никаких намёков на серьёзные баги. Контроль качества и регулярные патчи делают своё дело. Печалит лишь некорректная работа травы, которая пропадает на слабых машинах и раскрывает местонахождение затаившихся снайперов.

Хорошо, потому что ты играешь в том ритме, который тебе по нраву. Пока зона боевых действий не уменьшится до совсем малого радиуса, игрок может выбирать любую тактику. Хочешь носиться по карте и устраивать Carmageddon? Флаг в руки. Будешь отсиживаться и выжидать лёгкую праздную жертву? Тоже вариант. Спустя минут 20 смертельная зона сама расставит всё по своим местам и покажет, кто провёл время с пользой и собрал всё самое необходимое, а кто просто притаившаяся крыса.

Хорошо, потому что пугает. PUBG щекочет нервы каждым шорохом и каждым выстрелом вдалеке. Элемент неожиданности действует как на руку игроку, так и против него. Играть в такое надо только с наушниками, потому что любой шорох выдаёт местоположение противника и позволяет вовремя среагировать. Саспенс рождается сам по себе, и напряжение растёт с каждым десятым убитым игроком, подстёгивая адреналин.

Хорошо, потому что люди повылазят из пережитков сетевого прошлого и откровенно устарелых «раковников». Последним термином PUBG тоже называют из-за обилия тех, кто уже успел буквально поселиться там, к тому же жанр выживания в целом недолюбливают из-за задротствующей публики. А где её нет? Играть в современный феномен с передовой графикой (от показа которой у меня каждый раз сильно прогревается от видеокарты комната) определённо лучше, чем уже 5-й, 10-й, а то и 15-й год подряд пробегать de_dust, изученный вплоть до пикселя. Попробуй выжить на огромном острове, без заучки точек прострела и не полагаясь на одни лишь рефлексы, помноженные на пинг и отклик мышки. При желании можно заучить и местные карты, но переменных слишком много, чтобы выдавать даже схожие ситуации.

Хорошо, потому что индустрии так не хватает новых тенденций и тех, кто устанавливает эти тренды. Если битвы на больших картах толпой в 64 человека не такая уж и новинка, то о-о-очень большие карты и 100 человек на ней это уже опыт весьма свежий. Уже стали появляться клоны не просто DayZ и других выживалок, а именно PUBG, даже мобильные. Без признания не было бы всего этого.

Хорошо, потому что PUBG может стать сетевым AAA-проектом на замену тем, что постепенно теряют былую мощь и лояльную аудиторию. Не ровен час, когда Баттлфилдоиды, колдоиды и модные дестиноиды примут в ряды «дрочильню» последнего поколения и с другими ценностями. Даже Брендан Грин делают «ещё одну PUBG», в которой помимо мультиплеера может появиться и одиночная кампания.


Может дело в том, что Грин пока не додумался до прокачки и серьёзных вознаграждений за задротство? Даже их косметических предметов в игре была разве что юбка за пару сотен баксов для самых модных — а ведь одежду легко найти и непосредственно во время игры. Может, причиной успеха стал жанровый застой? Destiny, к примеру, не изобрела MMO-шутеры, но первой популяризовала его и привлекла даже тех, кто исключительно онлайн-играми не интересуется. Так и PUBG сделала далеко не новый концепт Battle Royale привлекательным если не для всех, то для большинства. Может, всё ещё проще: игроки неожиданно прониклись евроазиатским сеттингом с уазиками и постсоветскими населёнными пунктами?

Я больше склоняюсь к версии, что это двойной успех корейцев, давших поработать заряженному человеку и Valve с моделью распространения Early Access, которые приняли понятную стабильную игру по сверхпопулярному моду, пусть даже и с одной картой. Но есть и хорошие новости — на Gamescom 2017 показали пустынную карту, так что скоро их будет, как минимум, две. Так из раннего доступа и выйдут всего с двумя зонами, но к тому времени с 10+ млн проданных копий и самым высоким онлайном в Steam, благо прецедент уже был. И это отлично, успехов PlayerUnknown’s Battlegrounds.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!