В текущем сезоне оскаровский пул кинематографистов вспомнил о Холодной войне. В «Шпионском мосте» Спилберг препарирует эпоху через миниатюрную и в чем-то нехарактерную историю о предательстве и ответственности одного американского адвоката. «Трамбо» отличается от нее хрестоматийностью: в конце концов, каждому приличному киноману известна история о Черном списке Голливуда, иначе именуемом Голливудской десяткой.
Историческая сноска. За убеждения преследовали не только в СССР. Параллелизм в исследовании этой темы прослеживается в кино обоих континентов. Если в Союзе недовольные фильмом функционеры просто клали его на полку, то в Лос-Анджелесе к вопросу подходили капиталистически: просто лишали людей возможности работать. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности отобрала 11 человек, которых вызывала на публичные слушания. Десять из них отказались отвечать на вопрос о принадлежности к коммунистической партии, за что получили год настоящей тюрьмы по причине «неуважения к Конгрессу». В их числе был и Далтон Трамбо. Впоследствии фигуранты списка не могли получить работу в индустрии, во всяком случае, подписываясь своим именем.
Будучи самым талантливым сценаристом целого поколения, Трамбо исключительно продуктивностью и трудолюбием победил параноидальную бюрократическую гидру, просто продолжая писать сценарии. Ему удалось получить целых три Оскара, написать «Римские каникулы» и поработать над фильмом Стэнли Кубрика. Впрочем, на всякий случай комедийный режиссер Джей Роуч («Знакомство с Факерами» и «Остин Пауэрс») вместе с сериальным сценаристом Джоном МакНамарой не рискнули вытянуть из документальной книги-первоисточника смелый тезис о победе искусства над диктатом.
У них получилась традиционная костюмная драма о судьбе творческой личности. Действие происходит в основном в жилищах Трамбо (Брайан Крэнстон) и его немаленькой семьи из жены (Дайан Лэйн) и троих детей (старшую дочь играет Эль Фаннинг). По фильму получается, что в начале Далтона на борьбу двигали идеологические соображения, поскольку он был обеспечен. Но затем, лишившись всего в лучших традициях коммунистического раскулачивания, Трамбо вынужден спасать семью от голодной смерти, потихоньку восстанавливая свою репутацию среди коллег. Такое сознательное упрощение и даже подлог хоть и уводит повествование от собственно искусства, но, в конце концов, это же Голливуд, там больше думают о деньгах. К самому Крэнстону претензий тоже нет — это была оскаровская роль, и вполне заслуженную номинацию, хоть и без шансов на победу, он получил.
Ограничив драматическую канву аккуратными биографическими выемками, авторы концентрируются на создании качественной костюмной драмы. Cторона антагонистов представлена актёром Джоном Уэйном (Дэвид Джеймс Эллиотт) в костюме с иголочки и светской хроникершей Хеддой Хоппер, которую играет Хелен Миррен в тысяче разных эксцентричных шляп. Большую часть фильма Трамбо проводит за столом с самой стильной, какую только нашли, пишущей машинкой и мундштуком в зубах. Из общей круговерти лоска выбивается лишь Луи Си Кей, чей актёрский талант наконец распробовали после «Аферы по-американски». Вечно грузный и негабаритный лысеющий мужик с рыжей бородой сыграл Арлена Хёрда — самого интересного персонажа, к сожалению, полностью вымышленного.
«Трамбо» вышел не лишенным таланта, но и не блистательным историческим фильмом. В нём полно неточностей, оправдать которые исключительным художественным замыслом получается с трудом. Это, впрочем, не помешает получать от него удовольствие тем, кто увлечён магией кинопроизводства. В данном случае важна не историческая достоверность, а скорее дух эпохи старого Голливуда, очень нужный для фильма в жанре «кино о кино».
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!