К началу событий «Эндшпиля» — а именно так в оригинале называются новые «Мстители» — компания Marvel подняла ставки до максимума. Начиная с первого «Железного человека» и до «Войны бесконечности» нас привязывали к этим супергероям, чтобы в итоге превратить половину в пыль по щелчку пальцев сверхзлодея Таноса. Поэтому в заголовок и вынесен шахматный термин, который означает заключительную часть партии и отсылает особо внимательных зрителей к фразе Доктора Стрэнджа из концовки предыдущей части: «We are in the endgame now”.
Да, это конец игры, но никак не финал. Планы на следующие картины у студии простираются на, минимум, 5 лет вперёд. А с недавней покупкой Disney медиахолдинга 21st Century Fox в родное лоно гарантированно вернутся Люди Икс и Фантастическая четвёрка. С одной стороны, это здорово. По уровню проработанности общей вселенной, киношная супергероика приближается к оригинальным комиксам, где, наплевав на интеллектуальную собственность, все могут эффектно подраться со всеми. Но такой империалистический подход убивает индивидуальность отдельно взятых фильмов. К сожалению, новые «Мстители» — не исключение. В рецензии на «Войну бесконечности» я писал, что окончательные выводы стоит делать исключительно после просмотра следующей части, а все смелые сценарные решения могут оказаться пшиком. Так и произошло. «Финал» — просто очередной эпос за много сотен миллионов долларов, который не старается удивить зрителей ничем, кроме экшена и референсов к былому, и лишь возводит фундамент для новых уровней Вавилонской башни имени Marvel.
Хотя фанаты будут в восторге. Что немудрено, ведь кино сделано исключительно для них. Случайный зритель (которых из года в год становится все меньше) будет понимать из происходящего примерно ничего. Поэтому если слова Тессеракт, Камни бесконечности и межатомное пространство для вас пустой звук — учите матчасть, или обратите внимание на призёров Берлинале, которые идут в прокате параллельно: драмы «По воле божьей» и «Синонимы». Потому что времени на разъяснения, даже с учетом 182-минутного хронометража, у «Мстителей» нет. Персонажей на экране не меньше, чем сценарных гештальтов, которые необходимо закрыть. То вражда, то дружба между Тони Старком и Стивом Роджерсом. Неопределенность Брюса Беннера, а-ля: «Тварь ли я дрожащая или быть Халком право имею?», которая вылилась в интересную синергию. Камео неожиданных персонажей — одни появления Тильды Суинтон и Майкла Дугласа невольно вызывают улыбку — становление Соколиного глаза Ронином, и много чего еще, о чем стоит умолчать.
Исполнены роли, как всегда, на уровне. В этот раз, помимо классического дуэта Роберта Дауни-младшего и Криса Эванса, очень достойно выступил Крис Хемсворт. Его Тор всегда был довольно нелепым персонажем. В третьей части сольника режиссер Тайка Вайтити вообще сделал из него придурка. Видимо, амплуа шута так понравилось артисту, что в «Финале» Тор предстает в исключительно комедийном образе. Но главным действующим лицом вновь является Танос. После мощнейшего выступления в «Войне бесконечности», Джош Бролин продолжает делать из фиолетового громилы персонажа древнегреческой трагедии. Что неудивительно, ибо изначально имя злодею выбрали от производного Танатос — а это, на минуточку, античный бог смерти. Вновь прикусим язык, чтобы не ударяться в спойлеры. Но Бролин исполняет свою роль не посрамив вышеназванный титул.
К сожалению, во многих эпизодах, особенно тех, что ближе к развязке, буквально чувствуешь творческое бессилие авторов, которые пытаются хоть что-то сформулировать. Но у них не получается найти для картины даже художественную самостоятельность. И это удивительно! Ведь в режиссерском кресле «Финала» — вновь братья Руссо. А они сделали из второй части про приключения капитана Америки («Первый Мститель: Другая Война») олдскульный шпионский триллер. Да и Marvel давно занимается престидижитаторством, рифмуя различные жанры с форматом комикса. Например, у них была притча («Мстители: Эра Альтрона»), классический фильм-ограбление («Человек-муравей») и хулиганская ретро-фантастика («Стражи Галактики»). На их фоне «Финал» выглядит блеклым, патетическим и чересчур популистским кино, единственная цель которого — обслужить фанатов, чтобы те обеспечили очередной кассовый рекорд. Американский джазмен Дик Уолтер начинал свою знаменитую песню The Money Song с фразы: «Money talks, money shouts». И пока фильмы студии гребут деньги лопатой — за несколько дней «Финал» уже собрал больше миллиарда долларов — закономерная точка окончательно становится лентой Мёбиуса, значит — бесконечным многоточием.*
*(Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, как и оценочный показатель для данного фильма)
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!