Concrete Revolutio — НЁХ

Прежде чем продолжить чтение, пожалуйста, проверьте свою совместимость с этим аниме и посмотрите эндинг первого сезона.

Вы всё ещё с нами? Отлично, тогда продолжаем.

Япония славится демонами, девочками-волшебницами и гигантскими роботами. А что если запихнуть их в один мир, добавить инопланетян, супергероев и приправить сборную солянку путешественником во времени? Получится нечто вроде Concrete Revolutio, который задумывался как японская версия «Хранителей». Сверхлюди стоят на страже человечества, но кто присмотрит за ними? — правительственное Бюро по делам сверхлюдей. На первый взгляд больше ничего общего, но как комикс Алана Мура и Дейва Гиббонса деконструировал супергероику, так и Concrete Revolutio препарирует японскую поп-культуру середины XX века. А поскольку снимают японцы, то вместо нуарной истории вас ждёт яркое действо, свободно мешающее совсем уж карикатурно-мультяшных персонажей с тщательно прорисованными роботами.

Не обошлось и без ретро

Concrete Revolutio напичкан отсылками к 50-70-м. Это альтернативная Земля, но по ключевым событиям легко сопоставить, что эпоха Синка, во время которой всё происходит — это эпоха Сёва, т.е. 1929-1989 года. Здесь мимоходом упомянут и Вторую мировую, и войну во Вьетнаме, и зимние Олимпийские игры в Саппоро — маяков достаточно, чтобы привязать вымышленную хронологию к нашей. Сложно в это поверить, но даже упоминание дефицита лапши в начале 14-й серии — это тоже отсылка к реальному случаю. А за альтернативной историей на самом деле скрывается рассадник социальной критики: авторы проходятся как по послевоенной Японии, так и по современной.

Идейно сериал близок к Un-Go, над которым работали те же режиссёр и сценарист. То аниме опиралось на детективы Анго Сакагути, но перенесло их действие в ближайшее будущее, в котором Япония проиграла некую войну, что привело к ужесточению цензуры. Так и здесь: все те наивные сюжеты и персонажи, знакомые японским детям с детства подтянуты к нынешней реальности, в которой давно нет чёрного и белого, а справедливость у каждого своя.

Малая часть персонажей

Звучит заманчиво, но у Concrete Revolutio есть большая проблема — от него поначалу очень сложно получать удовольствие. Отчасти мешает скачущая хронология: первый сезон по большей части развивается в двух временных линиях. Вторая отстоит примерно на три года вперёд и показывает последствия решений, принятых ранее. И очень рано дают понять, что за то время случилось нечто, сильно повлиявшее на главного героя, но что именно и когда скажут, разумеется, нескоро. А пока сериал будет подбираться к разгадке, подкидывая кусочки паззла то с одной, то с другой стороны. Ничего страшного, даты все показывают, дотошные зрители восстанавливают последовательность событий, менее дотошные — просто смотрят, стараясь ничего не забыть. Но дело-то не только в хронологии.

Сериал каждую серию вываливает гигантское количество новых сущностей и продолжает это делать даже во втором сезоне. Подобное свойственно тем сюжетам, которые строятся на отдельных независимых эпизодах, но обычно они обходятся чуть меньшим количеством персонажей и чётче очерчивают законы мира. Более того: в действительно эпизодических сериалах новые персонажи если и появляются, то быстро уходят на десятый план. В Concrete Revolutio, будьте уверены, их всех вспомнят. Всех. Даже тех, о которых вы уже сами забыли. А когда будете пересматривать, то обязательно обнаружите, что многие из них маячили на фоне чуть ли не с первой серии.

ConRevo (5)

Но и эта проблема преодолима при хорошей памяти. В конце концов, всегда можно сосредоточиться на главных героях. Если они интересные, то всё нормально. Здесь они не то чтобы неинтересные. Они скорее сюжетные функции: эмоций в их взаимодействии минимум, индивидуальность ограничена рамками стереотипа. Время от времени сценаристов прорывает и между персонажами всё-таки возникает химия, но в основном сюжет едет по рельсам к очередному актуальному комментарию. Впрочем, во втором сезоне сценаристов прибавилось и в в сериях вдруг появились запоминающиеся сцены с искромётными диалогами, а у сюжетных функций прорезался характер.

ConRevo (16)

При этом темы, по которым аниме проходится, вполне себе достойные, но чтобы оценить их в полной мере, хорошо бы знать Японию середины XX века и современную. Конечно, затрагивают и что-то знакомое западному зрителю, конечно же немало достаётся США. Впрочем, своих тоже не щадят. В 16-й серии, где как раз вспомнили Олимпиаду в Саппоро и её влияние на традиции с экологией, под конец говорят «а что если однажды Игры пройдут в Токио…» и это подразумевается не летняя Олимпиада 1960, её в этом мире, может, и не было. Речь как раз о грядущих Играх-2020, которые уже успели вызвать бурные дискуссии вокруг строительства.

ConRevo (32)

Но основная тема всё-таки антимилитаристская: война и нежелание в ней участвовать. Правительство стремится задействовать в армии всех кого можно, но не все сверхлюди хотят подчиняться власти, а параллельно кое-кто крутит свои интриги. Даже в настолько схематичном сериале авторам всё-таки удалось выписать стороны так, что принять чью-то позицию полностью невозможно: кто-то обязательно порывается совершить глупость или мыслит не в том направлении. Однозначные антагонисты из множества заинтересованных групп и их мотивы выделяются в последних сериях второго сезона, когда и сюжет, наконец, уходит от эпизодичности.

ConRevo (19)

Смотреть первый сезон, но не собираться досматривать — гиблое дело. Сериал изначально метил на 24 серии, поэтому первую половину в нём занимались выстраиванием фундамента эклектичного мира. В конце сезона (13-я серия) есть промежуточный финал, который вообще не даёт ответов, а сценой после титров только их прибавляет. Так что если смотреть — то или терпеть до конца, или бросать в самом начале.

Умеренно спойлерный фрагмент 15-й серии или почему аниматор Ютака Накамура — бог рисованных драк.
Источник: Sakugabooru

По одним только кадрам никто не поверит, но сериал на самом деле очень здорово нарисован. Над нарочито яркой, местами кислотной картинкой работали крайне талантливые аниматоры. Space Dandy от всё той же Bones был своеобразной выставкой аниматорских достижений, Concrete Revolutio — такой же, пусть и в меньшей степени. При этом вторая половина выходила в достаточно насыщенный для студии сезон: весной 2016 года аниматоры также работали над не менее динамичными Bungou Stray Dogs и My Hero Academia. Разумеется, во всех трёх первые серии выглядели значительно лучше финальных, но катастрофического проседания не случилось ни в одном — динамику постарались держать на должном уровне.

ConRevo (14)

Concrete Revolutio прекрасен тем, что его совершенно невозможно досмотреть, наткнувшись на него случайно. Включать этот сериал надо осознанно, хорошо зная, что он из себя представляе. Это ужасное, абсолютно антизрительское аниме. Но если вы его всё-таки вытерпите, то увидите, как он бесстрашно залезает в темы, которые поднимает далеко не в каждом развлекательном продукте.

И если вас всё-таки травмировал ролик в начале рецензии, то мы извиняемся и ставим опенинг второго сезона.

Скриншоты позаимствованы с qtpiecaps.tumblr.com.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!