Cooked — Хлеб да каша

Документальные сериалы в просмотровых пулах и прочих бэклогах наших зрителей — нечасто встречающееся явление. Послушать немного, щелкая каналы, байки про космос от Нила Деграсса Тайсона или залипнуть на что-нибудь из цикла передач о цивилизации Майя по Discovery — дело обычное, а вот постоянно смотреть документалки полноценными сезонами наравне с какой-нибудь «Игрой престолов» — это уже скорее редкость.

Что касается документальных шоу на тему еды, то тут большинству сразу на ум придут лишь бесконечные вариации «Готовим с Джейми Оливером» или крикливый британец Гордон Рамзи, хотя в этом жанре есть и вполне самобытные и интересные проекты. Cooked, производством которого занимался любимый всеми сервис Netflix и один из лучших документалистов современности Алекс Гибни, — как раз один из них.

Cooked вовсе не о технологиях приготовления еды в привычном понимании. Автор книги, которая легла в основу сериала, он же шоураннер и главный рассказчик, Майкл Поллан, не является профессиональным поваром, да и вообще, ни в одной из серий мы таковых не увидим. Поллан — популярный на Западе пищевой идеолог, у нас прежде всего известный по документальному фильму «Корпорация Еда». В нем он раскрывал тайны американской пищевой промышленности, попутно занимаясь чуть ли не антропологическими исследованиями путей происхождения продуктов, которые мы употребляем в пищу каждый день. Несмотря на специфику, фильм не скатывался в банальную пропаганду правильного питания или страшилку о том, что каждый кусочек мяса нас медленно убивает. Food, Inc, как и многие другие произведения Майкла Поллана, заставляет читателя/зрителя чувствовать не страх перед привычными продуктами, а скорее стыд. Cooked продолжает эту традицию. После просмотра уже первой серии вам станет немного неловко за тот бутерброд с копченой колбасой, который вы держите в руке, только если это не лично вами перекрученное мясо и испеченный хлеб.

Сериал состоит всего из четырех эпизодов. Каждый из них представляет собой отдельный фильм продолжительностью около часа и посвящен одной из стихий: огню, воде, воздуху и земле. И в каждом даже есть некое подобие сюжета: события плавно перетекают друг в друга, а главные герои — люди из разных концов света, для которых готовка еды не просто обыденный ритуал, выполняющийся на автомате, а способ индентификации себя и нескольких поколений семьи. Но главное то, что каждая серия старается раскрыть и донести до зрителя основную идею Майкла Поллана: именно приготовление пищи делает нас человеком, как в биологическом, так и в культурном смысле. Особенно ярко это проявляется в сегменте «Огонь» (кошмар для любого вегетарианца), где Поллан исследует эволюцию процесса приготовления мяса.

Конечно, не обошлось и без традиционных историй о крупных пищевых корпорациях и рассуждений Поллана о том, почему некогда такой интимный ритуал как приготовление пищи мы теперь в основном предпочитаем доверять посторонним людям. В этом плане выделяется жутко контрастная серия «Вода», где история об индийской женщине и ее домашних лепешках развивается параллельно с историей о технологах на местном заводе Nestle, которые занимаются подбором идеального химического состава для полуфабрикатов и продуктов быстрого приготовления.

Удивительным образом Cooked практически полностью избегает фудпорн-сцен, ставших уже классическими для шоу и фильмов на гастрономическую тематику. За редкость можно посчитать и моменты, когда в кадре кто-то ест уже приготовленное блюдо, в основном это случается перед финальными титрами в каждой серии, но и там оператор не упивается видом лоснящейся мясной корочки или капелек на листьях салата. Художники-постановщики в основном работают с пищевыми «исходниками», но даже они выглядят красиво, а процесс их превращения в готовый продукт — захватывающе. Да-да, например, замешивание теста и последующее выпекания хлеба в третьей серии смотрится как изобретательная экшен-сцена, а приятный саундтрек и обстановка в целом добавляют магии всему происходящему.

Четырех серий явно мало: чувствуется, что авторы успели рассказать не все, что хотели и что можно было. Но то, что есть, подано в самом лучшем виде. Свой рассказ Поллан заканчивает на мажорной ноте, с речью о том, что кухонный ренессанс непременно наступит, но только тогда, когда люди сами того захотят. В этом плане Cooked служит отличным рупором. Если после обычных фуди-картин, таких как недавний «Шеф Адам Джонс» или «Пряности и страсти», хочется пойти и поесть, то просмотр творения Netflix вызывает стойкое желание бросить все дела и начать готовить.

Весьма занимательный сериал, который подходит к, казалось бы, самой что ни на есть обыденной теме с необычных углов. Рекомендуем ознакомиться, но будьте осторожны — велика вероятность появления безумных мыслей о том, что нужно срочно собирать вещи и ехать в Марокко, чтобы открыть там свою пекарню. Впрочем, почему бы и нет.

85


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!