Топ-15 фильмов 2016 года

Как и всегда под конец года, киноподразделение сайта meownauts.com выбрало лучшие фильмы путём сложной процедуры тайного голосования. Многое не попало в данный топ, но то, что здесь есть, – это действительно качественные и запоминающиеся картины, которые вы просто обязаны посмотреть, если ещё не успели.

В рассмотрение брались ленты, вышедшие в российском прокате за 2016 год. А список прошлого года можно найти тут.

15. Бруклин (Brooklyn) 

[WPGP gif_id=»57403″ width=»600″]

Станислав Погорский: Потрясающая драма не столько о любви двух героев, сколько о тоске по дому и в то же время влюблённости в новый, неизведанный мир возможностей. Очень непросто передать всю сложность эмоционального состояния, в котором пребывает главная героиня, да ещё сделать это искренне и так, чтобы взгляд на мир у зрителя менялся в унисон с оным у неё. А «Бруклину» это удалось, как и демонстрация контраста ирландской и американской культур. А ещё у Сирши Ронан тут космической красоты глаза.

Михаил Лазукин: «Бруклин» – тонкая и душевная мелодрама, которая придётся по душе решительно всем. История очень доступна для понимания, а ещё предельно искренняя. Подано это с такой любовью и вниманием к деталям, что невозможно остаться безучастным. Смотреть надо только в оригинале, иначе не получите никакого удовольствия от сравнения итальянского и ирландского акцентов.

14. Выживший (The Revenant) 

[WPGP gif_id=»57401″ width=»600″]

Михаил Лазукин: Тяжелый, жестокий и суровый, фантастически красивый и непередаваемо атмосферный, сделанный с большим трудом и в нечеловеческих условиях, – «Выживший» по праву получил три Оскара, и даже ДиКаприо наконец-то дополз до своей заветной статуэтки. И медведь тут совсем ни при чём. Всё дело в исключительной целостности всей картины и основных её посылах. Чести больше нет, есть лишь жажда наживы и месть. Людей тоже не осталось — все они лишь звери на фоне непобедимой природы. К слову, «Выживший» стал ещё и первым вестерном 2016 года. Уже после него появились и «Омерзительная восьмёрка», и «В долине насилия», и «Великолепная семёрка», и «Строго на запад», и, конечно, сериал «Мир Дикого запада».

13. Дэдпул (Deadpool)

[WPGP gif_id=»57399″ width=»600″]

Алексей Тюренков: После шумихи вокруг фильма трудно было отказать себе в удовольствии и не сходить посмотреть на бедных школьников, оставшихся без заветного сеанса из-за взрослого рейтинга. Назвать лучшим супергеройским событием хотя бы года этот балаган не получается, но важной вехой для кино по комиксам — вполне. Впопыхах сделали весёлую пошлую комедию, которая ещё и на «Золотой глобус» номинацию отхватила. А какая промо-кампания была, эх!

Уэйд Уилсон: В какой бы глубокой жопосрани не оказалась жизнь, почти всегда можно вспомнить точный момент, где она в эту лютую срань повернула. Пора доставать грёбаные чимичанги!

12. Стив Джобс (Steve Jobs) 

[WPGP gif_id=»57397″ width=»600″]

Станислав Погорский: Байопик о человеке, воспринимающим мир в совершенно недоступной для обычного человека манере. Джобс в исполнении Фассбендера с одной стороны всё ещё человек, но в то же время не человек вовсе: у него совершенно другие приоритеты, кажется, не привитые образом жизни, а заложенные с самого рождения. Неудивительно, что эта экранизация биографии Джобса оказалась лучшей: через историю мозга и сердца Apple сценарист Аарон Соркин, известный своей манией прорабатывать каждую страницу сценария до каких-то нечеловеческих деталей, выразил и самого себя.

Егор Беликов: Категорически недооценённый фильм Бойла буквально потонул в бурном январском прокате, и от него не осталось ни следа. Тем временем кино про того самого Стива Джобса неожиданно оказалось не унылым байопиком, а произведением абсолютно другого порядка. Кстати, разница между персонажем фильма и реальной личностью неоднократно подчёркивается. В том числе хотя бы тем, что Фассбендер, в общем, совсем на инноватора не похож. На самом деле фильм оказался почти идеальной герметичной историей об эволюции человеческого тщеславия, о развитии талантливой, но противоречивой личности, пусть и выдуманной. И пусть хоть все биографические детали про настоящего Джобса сценарист Соркин переврал, исковеркал, пусть он оболгал и опорочил великого мертвеца, зато кино вышло таким же, как обещают каждый раз в рекламе нового айфона: это лучший фильм об Apple, который мы когда-либо выпускали.

11. Глубоководный горизонт (Deepwater Horizon) 

[WPGP gif_id=»57395″ width=»600″]

Михаил Лазукин: Это был крупнейший нефтяной выброс, повлекший за собой серьёзную экологическую катастрофу, с последствиями которой пытаются справиться до сих пор. Данный фильм, как и многие подобные, основанные на реальных событиях, нужен для того, чтобы показать, как действуют обычные люди в экстремальных ситуациях. Никакого пафоса – лишь профессионализм, хладнокровие и личная отвага. А это ценится много больше, чем взрывы, драки и погони.

Алексей Тюренков: Разве мог кто-то подумать, что автор «Хэнкока» Питер Берг и актёр одного амплуа Марк Уолберг создадут универсальный тандем для реалистических драм? Фильм про разлив нефти в Мексиканском заливе никто, разумеется, не ждал, так что внезапный блокбастер о катастрофе на буровой стал большим открытием 2016-го года. Теперь на Бостонский марафон замахнулись, а там и до оскаровских тем рукой подать.

10. Омерзительная восьмёрка (The Hateful Eight) 

[WPGP gif_id=»57393″ width=»600″]

Иван Афанасьев: Хотелось бы сказать, что вот он — старый добрый Квентин Тарантино. Но он пока ещё не старый, а добрым и вовсе никогда не был. «Восьмёрка» — это квинтэссенция грубого стиля великого киномана, который в восьмой работе, прямо как Федерико Феллини, имел возможность порефлексировать в удовольствие, сделав фильм чисто для себя. Всё равно, впрочем, поделившись результатом со зрителем – а зритель только и рад.

9. Экипаж

[WPGP gif_id=»57514″ width=»600″]

Иван Шапкин: Это совершенно точно лучший продукт, который производил наш кинематограф, если вкладывать в это понятие огромную индустрию с колоссальными деньгами и возможностями. Я ненавижу такую формулировку, как «наш ответ чему-либо», так часто используемую в пресс-релизах и интервью. Но картина Лебедева – это действительно вменяемый фильм, отвечающий самым высоким стандартам Голливуда, и проект, метящий не только в отечественного зрителя, но и в зарубежного. В фильме есть всё: страсть, душевность, зрелищность и тот самый внутренний стержень, позволяющий ему до самого конца не скатываться в набор бессвязных всхлипов и шапито спецэффектов.

Алексей Тюренков: Год российского кино, ставший фактически очередным бенефисом Данилы Козловского, подарил не так много хорошего кино, как хотелось бы. «Экипаж», с одной стороны можно отнести к триумфам этого знаменательного года, но лишь с оговоркой, что без советского первоисточника не было бы и половины успеха. Дуэт Козловского и Машкова вышел на удивление рабочим. За такое кино точно не стыдно, к такому кино надо стремиться.

Иван Афанасьев: Российское кино в 2016 году стараниями талантливых режиссёров (и Николая Лебедева в том числе) выходит на новый уровень качества, и «Экипаж» — это такой флагман, который пронёсся, грохоча лопастями горящего самолёта и заставив зрительское сердце сжаться от восторга.

8. Стар Трек: Бесконечность (Star Trek Beyond) 

[WPGP gif_id=»57391″ width=»600″]

Михаил Лазукин: Если «Звёздный путь» будет продолжать делать каждый новый фильм лучше, чем предыдущий, то через пару лет он с корнем вырвет у «Звёздных войн» звание лучшей космической фантастики. Тем более, что у Disney с последним фильмом явно что-то пошло не так. Здесь же хоть и присутствуют все стандартные атрибуты многомиллионного блокбастера, но они являются лишь фоном для настоящей приключенческой драмы, где главная составляющая успеха – это командный дух и героический романтизм. И даже можно не вспоминать про тот самый момент фильма, когда колонки начинают разрывать Beastie Boys.

Иван Шапкин: В этот год, так богатый на провалы блокбастеров, «Стар Трек» остался, пожалуй, одним из немногих, кто не только не заслуживал кассовых убытков, но и на фоне других многомиллионных проектов, был лучшим. Причем я это говорю вполне серьёзно и без багажа из 20 сезонов различных вариаций сериала. Это, к слову, ещё один комплимент данной франшизе: она абсолютно дружелюбна к любой аудитории и легко увлекает вот уже третий фильм подряд даже самого далёкого от космоса и фантастики человека. Потому что противостоять её обаянию, смелости и бешеному темпу просто нет никакой возможности. А когда срабатывает чит-код в виде Beastie Boys, зрителя натурально можно уносить.

Мария Крутова: Предыдущий фильм махнул куда-то в сторону космических боевиков. Третий, с одной стороны, ушёл недалеко, с другой — новая команда отметила 50-летие сериала на славу, наполнив картину множеством милых шуток и отсылок к оригиналу. Да и сюжет наконец получился о том, как команда, где каждый со своими обязанностями и способностями, находит выход из критической ситуации, а не только о том, как Кирк и Спок пытаются набить морду Камбербэтчу. Хотя и тут без финальной драки тоже не обошлось.

7. Человек-швейцарский нож (Swiss Army Man) 

[WPGP gif_id=»57387″ width=»600″]

Станислав Погорский: Кажется, единственный неглупый фильм, в который органично вписались десять-двадцать шуток про пердёж. Глядя на любовь к жизни, которую показывает труп-Рэдклифф, становится очевидно, что на самом деле мёртв не он, а, конечно, все мы, как общество и по отдельности.

Иван Шапкин: В какой-то степени Swiss Army Man – это более человечная версия «Скотта Пилигрима», из которого убрали гиковость и хипстерность, но оставили невероятную трогательность и душевность. То есть это всё равно исключительно нишевый продукт, который, можно показывать всем друзьям и знакомым, чтобы отличить «своих» от «чужих». Потому что мало кто может оценить кино, построившее чуть ли не всю свою сюжетную канву на острых приступах метеоризма. Я по-прежнему верю, что в каждом из нас скрывается стремление быть счастливым и желание посмотреть на свою жизнь как-то по-новому. А для этого всегда было необходимо сделать над собой усилие и преодолеть какой-то психологический барьер. Или, как в данном случае, трупное окоченение и собственное стеснение пустить газы перед другом.

6. В центре внимания (Spotlight)  

[WPGP gif_id=»57520″ width=»600″]

Егор Беликов: На фоне прочих номинантов 2016 года «В центре внимания» в принципе выглядел издевательски консервативным. Очень точная кинематографическая репродукция журналистского расследования — это не самое захватывающее зрелище, нужно признать. И тем сильнее производимый фильмом эффект. В то время, как журналистика умирает как класс, а люди не понимают надобности расследований, въедливый режиссёр Тодд МакКарти, дотошный сценарист Джош Сингер и профессиональные до мозга костей актёры безо всяких выкрутасов, без шуток с Марго Робби и прочей мишуры рассказали о настоящем заговоре католической церкви. Именно из-за честной интонации «В центре внимания» и оказался тем фильмом XXI века, который нам так был нужен. Нужен, как нужна была гласность жертвам священников-педофилов.

5. Коллектор 

[WPGP gif_id=»57517″ width=»600″]

Михаил Лазукин: Да, в пятёрку фильмов года Котонавтов в кои-то веки выбралось российское кино. «Коллектор» – это камерный моноспектакль в оболочке отличного фильма, когда в кадре – всего лишь один-единственный актёр (Константин Хабенский), место действия – одна комната, а накал драмы асимптотически усиливается с каждой минутой, что нечасто встречается даже в масштабных триллерах. Герой тут максимально амбивалентен, но располагает к себе за счёт острого ума и умения находить нужные слова и выход из любой ситуации. Даже такой, когда на кону репутация, работа и жизнь. Однозначно стоит посмотреть, если пропустили.

4. Славные парни (The Nice Guys) 

[WPGP gif_id=»57381″ width=»600″]

Станислав Погорский: Шейн Блэк, бесспорный мэтр жанра buddy cop movie, наконец дорос для того, чтобы снять фильм, выворачивающий остальную фильмографию наизнанку. «Славные парни» — это не череда гэгов, а история в декорациях гипертрофированной и очень киношной версии Лос-Анжелеса, которая использует самоиронию как уникальный маршрут по привычным сюжетным тропам. Также эта лента примечательна одной из самых колоритных ролей Райана Гослинга.

Иван Афанасьев: Очень жаль, что такие фильмы неизбежно проваливаются в прокате. Кондовый комедийный триллер Шейна Блэка с лучшим мужским дуэтом в 2016 году словно возвращает нас во времена «Смертельного оружия» и «Долгого поцелуя на ночь», когда крутые ребята много стреляли, смачно шутили, а слово «боевик» воспринималось как синоним отличного развлекательного кино.

Иван Шапкин: После просмотра «Славных парней», кажется, что всё, к чему прикасается Шейн Блэк, превращается в залихватский бадди-муви. Где-то очень уместный («Смертельное оружие», «Поцелуй на вылет»), а где-то не очень («Железный человек 3»). К счастью, здесь у нас явно первый случай, доведённый до совершенства. От сюжета не крутит голову, но за ним приятно следить. После каждой реплики буквально скручиваешься пополам. Жаль только, что американского зрителя такая перспектива не сильно заманила в кинотеатры.

3. Зверополис (Zootopia)

[WPGP gif_id=»57379″ width=»600″]

Иван Афанасьев: Disney любит деньги, это уже давно всем ясно. И вдвойне приятно, когда среди бесконечных сиквелов, приквелов, спин-оффов, ребутов и просто не самых оригинальных мультфильмов обнаруживается шедевр уровня «Зверополиса». Для детей всё ярко, весело, и плюс — лучшие ленивцы в индустрии. Для взрослых всё то же самое, но ещё и любопытная аллюзия на нашу действительность: социальная сегрегация, гендерные проблемы, экологический аспект. Свежо, красиво, интересно.

Мария Крутова: Когда кто-то скажет «А вот был у Pixar классный мультик «Зверополис»…», поймите его и простите, прежде чем хвататься за голову и поправлять. Как всё двумерное анимированное в массовом сознании воспринимается анимацией от Disney, так всё трёхмерное с многоуровневым подтекстом стало считаться продукцией Pixar. Но неожиданно диснеевские аниматоры переиграли коллег на их же поле и создали историю для всех и про всех. На «Зверополис» можно натянуть немало интерпретаций, от феминизма до беженцев. Хотя он всего лишь в форме, понятной даже ребёнку, доносит идею, что любая дискриминация — это плохо. Несмотря на то, что история завершённая, это тот случай, когда от новостей о возможном сиквеле хочется не отмахиваться, а встречать их с распростёртыми объятиями. Конечно же, мы хотим ещё узнать про этот город, ведь нам показали так много и рассказали так мало подробностей.

Алексей Тюренков: Zootopia была обречена на успех из-за выбранной темы, даже если бы всё пошло не так. Всё в итоге сложилось, лис с кроликом стали героями широкой аудитории от 5 до 50, сиквел точно будет. Вызывает опасение лишь один момент. А не перекормят ли зверями нас аниматоры всего мира? Ведь после «Зверополиса» пришло приятное ощущение сытости, не хотелось бы переедать.

Станислав Погорский: Не знаю, что невероятнее: то, что мультфильм про говорящих зверей мог стать громогласным рупором для всех пороков современного общества или то, что раньше никто такого не сделал. Как бы там ни было, «Зверополис» теперь есть, и он совершенно прекрасен.

2. Под покровом ночи (Nocturnal Animals) 

[WPGP gif_id=»57377″ width=»600″]

Михаил Лазукин: «Под покровом ночи» — это обезоруживающая мощная психологическая драма, лучшая в этом году. Фильм представляет собой эмоциональное путешествие по безднам человеческой натуры, размышление о проблеме выбора и возможных последствиях, о мести и прощении, о жестокости и потере желания жить. Три параллельные истории оказываются связаны теснее, чем кажется на первый взгляд. То, что творится на экране, буквально разрывает подсознание, заставляя его испытывать сильнейший дискомфорт. И это всего лишь второй фильм режиссёра Тома Форда!

Егор Беликов: Хорошо, что зрителей в первую очередь нервирует триллерная составляющая фильма «Под покровом ночи». Но всё же это, на мой взгляд, не главное в этой выдающейся символической драме Тома Форда. Модельер-режиссёр блестяще иронизирует в том числе и над искусственным, выцветшим миром пост-гламура и современного искусства, и над литературой в принципе. Однако относительность сюжетных реальностей, которые в фильме показываются внахлёст, завораживает намного сильнее, чем стандартная, пусть и талантливая, кинематография. Это кино можно было бы даже назвать «Малхолланд Драйвом», не будь это сравнение таким пошлым. В общем, не нужно думать, что «Под покровом ночи» — это простое кино. Отнеситесь предельно серьёзно к самому зрительскому из авторских фильмов этого года, который к тому же стал лауреатом гран-при Венецианского фестиваля, на секундочку.

1. Прибытие (Arrival)

[WPGP gif_id=»57374″ width=»600″]

Иван Афанасьев: Тот случай, когда после кино хочется жить вдвойне. По моему скромному мнению – фильм года, и в принципе лучшее, что происходило с жанром научной фантастики со времён «Близких контактов третьей степени» Спилберга. Умный, оригинальный фильм, который, помимо оригинальной концепции инопланетян, предлагает мощнейшую философскую и социальную подоплёку, заставляя задуматься о важности всего сущего – времени, смерти, жизни, бытия вообще.

Михаил Лазукин: «Прибытие» как будто бы пришло к нам из космоса и неведомой силой проникло в мозг и душу, чтобы остаться там навсегда. Эта научная фантастика смотрит даже не на проблемы вселенского масштаба, а в самую глубь подсознания. Я получил невероятное эстетическое удовольствие от просмотра совершенного кино.

Иван Шапкин: Довольно забавно, что понятие «научной фантастики» пришло к нам примерно как язык гептаподов – намного раньше самого фильма «Прибытие». При этом о фильме, столь сильно будоражащем сознание, очень сложно говорить подробно, не рискуя испортить впечатление другим. Хотя основная мысль картины заключается как раз в том, что жизнь сама по себе — один большой спойлер, но наслаждаться ею этот факт совсем не мешает. Режиссёр, до этого покоривший территории Финчера, Линча, Манна и Бигелоу, на этот раз замахнулся на дискурс Спилберга и Нолана, но за меньшие деньги сделал то, чего не смогли они. Он показал положение вещей в мире, идеально отвечающее не только вызовам простого кинематографа, но и всего человечества. Оказывается, чтобы снять выдающийся фантастический фильм, нужно было просто перестать смотреть на звезды.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!