World of Warcraft: Battle for Azeroth — Предшественник

Battle for Azeroth вышла 14 августа. Релиз прошёл с помпой, отличными ревью и сопровождался гигантским хайптрейном со стороны коммьюнити после оглушительного успеха Legion. «Что же могло пойти не так?», — саркастично спрашиваю я, используя этот риторический вопрос, как очевидное клише для перехода к описанию того, почему же всё плохо.

Начнём издалека. Я сам начал играть в WoW в Легионе. До этого несколько лет следил за одним YouTube каналом по игре из любопытства, и от нечего делать попытался поиграть во времена Дренора, когда меня позвал знакомый. Но быстро забросил это дело, не докачав персонажа даже с 90 до 100 уровня (там было ОЧЕНЬ скучно). Легион был другой — вернулся Иллидан, завершение, по сути, сюжета третьего Варкрафта, охотники на демонов, артефакты и всё лучшее. За два года я успел: найти плохую гильдию, с которой начинают почти все; перегореть; найти неплохую гильдию; потыкаться в эпохальный режим Гробницы Саргераса (убил Сонма); перейти во второй состав гильдии получше; потыкать до середины эпохального Анторуса (убил Кин-Гарота) и снова перегореть. Вдобавок у меня до черта персонажей, были закрыты более-менее приличные мифик+ключи, а в конце я начал даже немного угорать по PvP (совсем чуть-чуть). В целом, я остался более чем доволен Легионом.

Этот рассказ был не ради бахвальства. Я просто хочу дать понять, что не отношусь к олдфагам, супер хардкорщикам, играющим на кромке контента. Я просто игрок, который хочет любить игры от Blizzard. Окей, тогда возникает другой вопрос — почему вот этот текст появляется на сайте 27 сентября, через полтора месяца после выхода BFA? И вот тут уже начинаются проблемы. Да, я хочу любить Blizzard и их игры, но это становится всё сложнее.

Я не люблю давать оценку ММО в начале её жизненного цикла. Так можно обжечься с, например, Warlords of Draenor, которая начиналась хорошо, а потом среди игроков пошёл дикий вой. Из более недавних примеров, тоже связанных с компанией-владельцем Blizzard Activision, можно привести Destiny 2 — игра, которая превозносилась на релизе, а потом прошла неделя. Это же относится и к BFA. Спустя смешное для ММО количество часов в игре просто нет ничего нового и интересного. И это несмотря на тучу нововведений.

Начнём с самого неудачного из них — азеритовая броня. Артефакты были изюминкой Легиона, они влияли на геймплей классов, делали его живее и интереснее. Например, разбойник специализации убийца — яды наносили больше урона после применения завершающих способностей (отравление и рваная рана), так что надо было внимательнее следить за ротацией, дополнительный мини-кулдаун в виде погибели королей, повышенный шанс критического удара на основной способности, создающей комбо-поинты… Можно продолжать долго, но важно то, что всё это вместе с системами легендарок улучшало класс, делало игру за него интереснее и поощряло гринд. В Battle For Azeroth всё иначе. За гринд тебя награждают очень просто — необходимостью идти гриндить дальше.

Работает броня довольно просто — это шлем/наплечник/грудь с 3-4, в зависимости от сложности пройденного контента и уровня предмета, кольцами с дополнительными способностями. Каждое кольцо открывается на определённом уровне Сердца Азерот — ожерелья, которою вам даёт Магни Бронзобород в начале дополнения. Первый ряд способностей завязан на вашем классе и спеке, плюс одна универсальная, остальные кольца дают вам атакующую и защитную способности, буст на 5 уровней в конце, а шмот высокого уровня также способность, зависящую от вашей роли (танк, лекарь,  ДПС). Качай сердце, получай шмот, открывай способности — вроде бы всё просто. Ага, только вот способностей невероятно много, а сбалансированы они ужасно. Иногда вещь, которая на 20 уровней выше вашей нынешней может обладать незначительным улучшением или, того хуже, ухудшением параметров. А получая новый предмет, вам надо заново открывать все кольца, прокачивая ваше Сердце Азерот, в процессе чего вы можете получить новую, более сильную шмотку. Замечаете паттерн?

Очевидно вечный гринд можно было бы терпеть, если сделан он интересно, как в, например, Path of Exile. В BFA игрок должен бегать и выполнять мировые квесты вкупе с островными экспедициями. Там надо как можно быстрее гонять по более-менее одинаковым локациям, с одинаковыми противниками, чтобы собрать как можно больше ресурсов для недельного капа азерита, чтобы забыть про это до следующей среды и… всё. Есть ещё фронты, но они работают раз в месяц для каждой фракции по нескольку дней, там полно людей в АФК, и это, опять же, заноза в заднице, а не интересное времяпрепровождение. Ещё в игре настолько большое количество багов, что о них даже говорить больно. Дела становятся немного лучше, когда вы одеваетесь достаточно сильно для эпохальных подземелий и мифик+.

С классами в игре тоже беда. Во-первых, важную роль играет изменение системы глобального кулдауна. Суть в том, что когда вы используете способность, вы не можете воспользоваться следующей в течение 1,5 секунд (1 для разбойников и, вроде бы, котов, для остальных классов зависит от вашего количества скорости). Правильная система, которая не позволяет активировать вместе все перки. Проблема в том, что Blizzard начала добавлять в неё способности, которые давным-давно были убраны. В результате мы получили классы, которые играются попросту хуже, чем в прошлом дополнении — медленнее и гораздо неудобнее.

Во-вторых, время разработки. Blizzard признались, что они, например, просто не успевают закончить работу над шаманами и жрецами тьмы, так что все изменения будут отложены до патча 8.1. Уже появились ожидаемые изменения для шамана стихий и это хороший первый шаг. Я надеюсь, что будет сделано больше, если честно. В целом, если вы хотели играть этими классами, то ха-ха, идите нафиг. То же касается воинов-танков. Ещё роль времени в том, что классы наносят разительно разный урон. Чернокнижники специализации колдовство по-прежнему короли, демонология и разрушение даже не могут помыслить, чтобы сравниться с их уроном. Разбойники просто во всех трёх специализациях рвут и мечут. Или, например, что для жреца тьмы отличный урон, то для охотника на демонов довольно средненько. и видно это не только из-за аддонов типа Skada или Details, которые измеряют ваш урон, а и просто в патчноутах самих Blizzard: когда урон от призыва созерцателя тьмы у того же чернокнижника-колдуна надо снижать на 20% (!!!) это не нормально, или например повышать бонус от искусность воинов специализации оружия на 1000%. Но все эти изменения помогают не сильнее подорожника — какие-то классы просто изначально сделаны сильнее прочих и имеют более сильные азеритовые способности. Да и зачем вообще в каждом дополнении переделывать то, что и так работает? Остаётся лишь надеяться, что Blizzard сдержат слово и поправят многое хотя бы в 8.1.

Тут я, наконец-то, перехожу к хорошему. Эндгейм контент в игре крутой. Подземелья выглядят очень интересно. Интересные механики, классные боссы, сложный рейд. А после стримов Method и их гонки в эпохальном Ульдире прямо захотелось ворваться в рейды прямо здесь и сейчас.

А, ещё же и про историю рассказать надо бы. Я видел её глазами Орды, и там, в целом, пока неплохо. Назмир, Волдун, Зулдазар — красивые локации, с интересными сюжетами и классными необязательными заданиями. История короля Растахана, его дочери, восстания Зула и возвращения кровавого бога правда интересны, и это, на самом деле, одна из лучших историй, рассказанных Blizzard за последние годы. Кампания армии чести, завязанная на войне Орды и Альянса тоже интересная, правда она короткая и вам нужно гриндить (@!*?%) репутацию, чтобы открывать новые этапы. Но история в ММО это всегда приятное дополнение, мы же не ради неё играем, правда?

В заключении я бы хотел пояснить значение подзаголовка. Предшественник. Дело в том, что многие говорят, что BFA это Дренор 2.0. Нет. BFA это Легион 0.5. Можно даже провести параллели. Военная кампания в BFA пользовалась популярностью у игроков, так что мы создали кампанию для каждого класса в игре. Да, система азеритовой брони была не очень успешна, так что мы создали артефакты, которые значительно улучшают ваш геймплей и закрывают дыры в дизайне классов. Фронты и экспедиции оказались скучным и никому не нужным контентом, так что мы их вообще убрали. Битва за Азерот попросту меньше и хуже Легиона — несмотря на все шаги игры вперёд (дизайн локаций, история, мифик+, рейды), она дважды ступает назад в двух самых важных для ММО вещах: лут и геймплей. И знаете, я, конечно, надеюсь на патч 8.1, но не верю, что сейчас, после релиза, Битву за Азерот можно переделать менее чем за полгода, особенно с нежеланием Blizzard делиться информацией и общаться с коммьюнити. Надеюсь, что я не прав.

Оценки не будет, так как я говорил, что не люблю оценивать ММО в начале цикла. Это правда очень глупо.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!