Почему вам не должна нравиться «Чудо-женщина»

Общепризнан следующий факт: киновселенная по комиксам DC последние три фильма терпит крах. Сначала был «Человек из стали», религиозное и напыщенное кино, где у Супермена, как подметили в Time Out New York, «не было ни одной опознаваемой эмоции на лице». Потом был путаный, странный «Бэтмен против Супермена», который, согласно амбициям студии, должен был собрать миллиард долларов, но не добрал и до $900 млн (в 2016 это уже было мало). Наконец, «Отряд самоубийц», картина, шизофренично смонтированная (фильм долго резали), сумбурная и кустарная. Чего стоит только финальная битва по колено в воде и в полной темноте: люди жаловались, что в плохих кинотеатрах вообще не было ничего видно, одни крики, всплески и пафосные реплики.

Как ни парадоксально, все эти фильмы — далеко не идеальные и во многом непродуманные — было интересно смотреть. Супергеройские фильмы, про которые и так все понятно, не так круто смотреть, как неожиданные и неочевидные. Ведь по идее кино обязано смущать, вызывать гнев, стресс и раздражение, а иначе его просто не интересно смотреть. Кстати, поэтому того же «Бэтмена против Супермена» или «Отряд самоубийц» так упоенно обсуждали после выхода: в отличие от того же «Доктора Стрэнджа», там хотя бы есть, что обсуждать.

Мы живем в эпоху, когда люди измеряют качество кино по его рыночным характеристикам: понятные и известные персонажи, профессионально снятые трюки, популярная музыка в саундтреке. То есть кинематограф окончательно проиграл в битве за чувства потребителя. И наиболее ярко это видно на примере «Чудо-женщины», собравшей рекордно положительную критику в США.

Картина состоит из двух неравных, но одинаково предсказуемых частей. Сначала — вычурное древнегреческое фэнтези, под которое стилизовано история становления героини. Девочка Диана растет себе в амазонском раю, скрытом от остального мира, и не знает, что она — дочь самого Зевса, обладающая всякими сверхсилами. На остров налетают военные, и в битве погибает ее учительница Антиопа (Робин Райт). Потом — история того, как Чудо-женщина вместе с толпой оттеняющих ее комичных персонажей воюет на Первой Мировой.

И по факту первая часть — это типичный origin story, как в случае с Питером Паркером, когда его кусал паук и у него на руках умирал дядя Бен, и в случае с Брюсом Уэйном, который теряет родителей. По стилю она не сильно отличается от того же первого «Тора» от Marvel: там — мифологическая Скандинавия, тут — мифологическая Древняя Греция. Вторая же часть — стандартный комедийно-комиксный пересказ военного эпоса, как в «Капитане Америке»: тут — Первая Мировая, там — Вторая. Отличия везде косметические.

Маркетологи продавали «Чудо-женщину» как сильное феминистическое кино. Главный его бренд — независимая главная героиня, которая явно сильнее окружающих ее мужчин-вояк. Под это дело (на фоне разговоров о подъеме женского кинематографа) наняли обаятельную Пэтти Дженкинс, якобы со своим авторским взглядом. Но про феминизм здесь забывают почти сразу. В мире начала XX века, когда вся власть была в руках мужчин, Чудо-женщина выглядит как инопланетянин, не способный встроиться в действительность. Диана только и делает, что ходит по разоренной войной Европе и делает глупости: размахивает мечом на улице средь бела дня, лезет под пули (а чего ей сделается, действительно). Несчастный Крис Пайн следит за ней и ведет по сюжету за ручку, как ребенка. Чудо-женщина, как бы она ни была чудесна, весь фильм декларирует собственную беспомощность и как героя, и как символа борьбы за равноправие. Из всего прогрессивного феминистического дискурса осталась лишь одна неловкая шутка Дианы о том, что для плотских наслаждений, в общем-то, и не нужны мужчины: что-то уровня паблика «Куны не нужны».

Но, как выяснилось, очень легко заставить зрителя об этом забыть. Достаточно нанять красивую девушку на главную роль, снять задорого спецэффекты и традиционный для жанра экшен с акробатическими ударами и рапидом, и получается, что киновселенная DC вовсе не так уж плоха для масс. В текущем виде жанр кинокомиксов потребляется только воинствующей серостью, которые буквально требуют, что фильм был трескуче скучный. Вот «Чудо-женщина» и не притворяется более умным, чем он есть, а, наоборот, с гордостью несет звание примитивистского фильма, не отвлекаясь на самоиронию и прочую ерунду.

В «Бэтмене против Супермена», вязком и не во всем продуманном фильме, был хотя бы авторский стиль выдающегося на самом деле режиссера Зака Снайдера, как и в «Человеке из стали». «Отряд самоубийц» вышел определенно плохой, но оттого еще более интересной для анализа картиной. А в «Чудо-женщине» попросту нет ничего, чтобы отличало его от ряда других однообразных, типовых «блокбастиков». Это кино таких эмоций вызывать не может ровно потому, что она выглядит точно так же, как и все предыдущие супергеройские фильмы новейшего времени в кратком изложении.

А раз здесь нет ничего нового, что мы можем увидеть, то нет и ничего такого, что мы могли бы почувствовать. Осталось всем нам это осознать.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!